ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Раздел I. Статус документа - Данная программа факультативного курса по русскому языку для 10 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - Закон РФ «Об образовании»: ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» (п. 3.2; п. 4.1; п. 4.2; п.З); ст. 9 «Образовательные программы» (п. 1.1; п.2; п.З; п.6; п.6.2; п.7; п.8); ст. 17 «Реализация образовательных программ» (п.З; п.4; п.5); ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.2.5; п.2,6; п.2.7; п.2.16; п.23; п. 24). - Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413. Региональный стандарт требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утвержден приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000 г. №665). Положение об авторских педагогических разработках (утверждено приказом ГлавУО и ПО от 25.06.2004 г. №1163). В настоящей программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля. Программный материал составлен учителем русского языка и литературы Кузнецовой Т.А. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МКОУ «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» на 20122013 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится 72 ч. (2 часа в неделю) Раздел II. Структура документа Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля. При составлении программы были использованы: 1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008 2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник «Русский язык 11 класса», JI. М. Рыбченкова, 2010 года. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку. 3. Нормы оценки знаний по русскому языку. • • • • • • • Раздел III. Цель обучения: научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение^наний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задачи преподавания: Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национальнокоммуникативного плана. К задачам курса относятся: • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе; • обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания; • систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся; • углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах; • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью; • развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов. Раздел IV. Требования к подготовке учащихся: Учащиеся должны уметь: - раскрывать роль русского языка в межкультурном общении; - по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям; обнаруживать в тексте образные средстваязыка;разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы; № Наименование тем курса 1 Особенности письменного общения 2 Орфография 3 Пунктуация Итого Всего часов 2 32 38 72 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 10 класс (72 ч) ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч) Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. ОРФОГРАФИЯ (32 ч) Орфография как система правил правописания (2 часа) Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). Правописание морфем (18ч) Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический). Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска дощатый, очки - очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -аръ, -тель, -ник, изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -ник и -щик со значением лица. Суффиксы -ек и -ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, - лив-, -чат-, -ист-, -онък-(-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть - обезлесить)', -ться и -тся в глаголах. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний - е и - м в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Орфографическиебправила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих ир корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ. Правописание согласных на стыке морфем ( матросский, петроградский)', написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов ("нный, без~ ность ,~ ост- ный и т.п). Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов. Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость. Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч) Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза). Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий - много обещающий). Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельное?» Написание строчных и прописных букв (2 ч) Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарём «Строчная или прописная?» ПУНКТУАЦИЯ (38 ч.) Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи (2 ч.) Тире между членами предложения -(4 ч.): -тире между подлежащим и сказуемым; -тире в неполном предложении; -тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) Диктант Знаки препинания в предложениях с однородными членами- (8 ч): -однородные члены предложения, не соединенные союзами; - однородные и неоднородные определения; -однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами; -однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами; -однородные члены предложения, соединенные двойными союзами; -обобщающие слова при однородных членах предложения; -запятая и дефис между повторяющимися словами. Диктант Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (6 ч.): -обособленные определения; -обособленные и необособленные предложения; -обособленные обстоятельства; -обособленные дополнения; -обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения Диктант Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения - (4 ч.): -вводные слова и предложения; -обращение; -междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительновосклицательные слова. Диктант Повторение. Пунктуация в простом предложении - (2 ч.) Пунктуация в сложном предложении - (4 ч) - сложносочиненное предложение; -сложноподчиненное предложение; -сравнительные обороты с союзами как, что, чем и т.п.; -бессоюзное сложное предложение. Повторение. Пунктуация в сложном предложении - (2 ч) Прямая речь - (4 ч.) -знаки препинания при прямой речи; -знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах. Повторение орфографии и пунктуации - (2 ч.) Содер жан ие программы факул ьт ативно го кур с а «Русско е правописание: орфография и пунктуация» 34 часа (12 класс) Орфография. (17час.) Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ. Пунктуация. (17 час.)Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ. Методическое обеспечение программы: 1. Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.Г. Добротина.- М.: Просвещение, 2010. - 158 с. 2. Бисеров А.Ю. Русский язык. Контрольные тестовые задания/ А.Ю. Бисеров,- М.: Эксмо, 2011.-160 с.- ABC. Контрольно-тестовые задания). 3. Влодавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ/ Е.А. Влодавская.5- е изд., испр. - М.: Экзамен, 2009 4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 год. 5. Поникарова /1.А. Русский язык: синтаксис в таблицах и заданиях,- М.: Просвещение, 2010. 6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык / авт.сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. М.: ACT: Астрель, 2011 (Федеральный институт педагогических измерений) Литература для учащихся 1. Власенков Л.И., РыбченковаJI.M. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010. 2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко JI.A. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004. 3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992. 4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987. 5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006. 6. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009. 7. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005. 8. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006. 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005. 10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006. 11. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007. 12. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008. 13. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 . 14. Львов, В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых текстовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 287, (Серия «ЕГЭ.Типовые тестовые задания») 15. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 16. Различные виды лингвистических словарей.