Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русское правописание: орфография и пунктуация». Программа факультативного курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел I. Статус документа

-

Данная программа факультативного курса
по русскому языку для 10 классов
составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими
документами:
- Закон РФ «Об образовании»:
ст.
7
«Федеральные
государственные
образовательные стандарты» (п. 3.2; п. 4.1; п. 4.2; п.З); ст. 9 «Образовательные программы» (п. 1.1;
п.2; п.З; п.6; п.6.2; п.7; п.8); ст. 17 «Реализация образовательных программ» (п.З; п.4; п.5); ст. 32
«Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.2.5; п.2,6; п.2.7; п.2.16; п.23; п.
24).
- Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. №413.
Региональный стандарт требований к программному обеспечению образовательного
процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утвержден приказом ГлавУО
и ПО от 16.06.2000 г. №665).
Положение об авторских педагогических разработках (утверждено приказом ГлавУО и ПО от
25.06.2004 г. №1163).
В настоящей программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в
целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета,
использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и
пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию,
потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности
письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической
стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области
правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами
и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски
адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются
такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Программный материал составлен учителем русского языка и литературы Кузнецовой Т.А.
с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По
учебному плану МКОУ «Вихоревская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» на 20122013 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10
классе отводится 72 ч. (2 часа в неделю)

Раздел II. Структура документа
Документ включает в себя несколько разделов:
пояснительную записку;
содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки
учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы,
уроки обобщения, уроки контроля.
При составлении программы были использованы:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник
нормативных документов. Русский язык - М.: Дрофа, 2008
2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник
«Русский язык 11 класса», JI. М. Рыбченкова, 2010 года. Оценка качества подготовки
выпускников основной и средней школы по русскому языку.

3. Нормы оценки знаний по русскому языку.
•
•

•

•
•

•
•

Раздел III. Цель обучения:
научить школьников практически владеть государственным языком Российской
Федерации.
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
освоение^наний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня
речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи преподавания:
Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение
сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и
речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национальнокоммуникативного плана. К
задачам курса относятся:
• систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о
языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
• обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков
правописания;
• систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение
функциональной грамотности учащихся;
• углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
• формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и
письменной речью;
• развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться
необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым
особенностям;
обнаруживать в тексте образные средстваязыка;разграничивать лексическое и грамматическое
значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять
контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

№
Наименование тем курса
1 Особенности письменного общения
2 Орфография
3 Пунктуация
Итого

Всего часов
2
32
38
72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 10
класс (72 ч)
ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности:
говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание
(восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью
графических знаков) - чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы
речевого общения: письменные и устные.
ОРФОГРАФИЯ (32 ч) Орфография как система правил правописания (2 часа)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»);
2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а
части слов слитно, реже - через дефис»);
3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена
собственные, с малой - нарицательные);
4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного
написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые;
е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных:
1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от
глагольного суффикса -а-);
2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного);
3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения);
4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре,
ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска дощатый, очки - очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и

т.п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания:
1) приставки на з/с - фонетический принцип;
2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип
написания.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -аръ, -тель, -ник, изн(а),
-есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -ник и -щик со значением лица. Суффиксы -ек
и -ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, - лив-,
-чат-, -ист-, -онък-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и
наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и
др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса
-е- или -и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть - обезлесить)', -ться и -тся в
глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного
суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний - е и - м в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографическиебправила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих ир корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц;
употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем ( матросский, петроградский)', написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов ("нный, без~ ность ,~ ост- ный и т.п).
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование
орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания
слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализ слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего,
зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и
созвучных словосочетаний (многообещающий - много обещающий). Употребление дефиса
при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или
раздельное?»
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
ПУНКТУАЦИЯ (38 ч.) Знаки
препинания в конце предложения и при перерыве речи (2 ч.) Тире
между членами предложения -(4 ч.):
-тире между подлежащим и сказуемым;
-тире в неполном предложении;
-тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных)
Диктант
Знаки препинания в предложениях с однородными членами- (8 ч):
-однородные члены предложения, не соединенные союзами;
- однородные и неоднородные определения;
-однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами;
-однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами;
-однородные члены предложения, соединенные двойными союзами;
-обобщающие слова при однородных членах предложения;
-запятая и дефис между повторяющимися словами.
Диктант
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (6 ч.):
-обособленные определения;
-обособленные и необособленные предложения;
-обособленные обстоятельства;

-обособленные дополнения;
-обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения
Диктант
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения - (4 ч.):
-вводные слова и предложения;
-обращение;
-междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительновосклицательные слова.
Диктант
Повторение. Пунктуация в простом предложении - (2 ч.)
Пунктуация в сложном предложении - (4 ч)
- сложносочиненное предложение;
-сложноподчиненное предложение;
-сравнительные обороты с союзами как, что, чем и т.п.;
-бессоюзное сложное предложение.
Повторение. Пунктуация в сложном предложении - (2 ч)
Прямая речь - (4 ч.)
-знаки препинания при прямой речи;
-знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря,
употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах.
Повторение орфографии и пунктуации - (2 ч.)

Содер жан ие программы факул ьт ативно го кур с а «Русско е
правописание: орфография и
пунктуация»
34 часа (12 класс)

Орфография. (17час.) Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц.
Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание
суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное
написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных
местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Пунктуация. (17 час.)Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в
простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах
предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах,
сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и
предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания
в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки
препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный
анализ.

Методическое обеспечение программы:
1. Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / И.Г. Добротина.- М.: Просвещение, 2010. - 158 с.
2. Бисеров А.Ю. Русский язык. Контрольные тестовые задания/ А.Ю. Бисеров,- М.: Эксмо,
2011.-160 с.- ABC. Контрольно-тестовые задания).
3. Влодавская Е.А. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ/ Е.А. Влодавская.5- е изд., испр. - М.: Экзамен, 2009
4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование
занятий, организация урока, система упражнений. - М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2010 год.
5. Поникарова /1.А. Русский язык: синтаксис в таблицах и заданиях,- М.: Просвещение,
2010.
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык / авт.сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. М.: ACT: Астрель, 2011
(Федеральный институт педагогических измерений)
Литература для учащихся
1. Власенков Л.И., РыбченковаJI.M. Русский язык. 10-11 классы: учебник для
общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.
2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко JI.A. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы,
М.: Просвещение, 1989, 1992.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие,
М.: Экзамен, 2006.
6. Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
7. Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
8. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и
образование, 2006.
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично.
Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
11. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные
измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
12. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо,
2008.
13. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
14. Львов, В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых текстовых заданий и
подготовка к выполнению части 3 (С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых,
Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 287, (Серия
«ЕГЭ.Типовые тестовые задания»)
15. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.:
«Веко»
16. Различные виды лингвистических словарей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».