Рабочая программа по обществознанию 10-12 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для
учащихся 10-12 классов разработана на основе требований к результатам
освоения ООП «МКОУ «Вихоревская ВСОШ» в соответствии с ФГОС.
Цели программы:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
2.Воспитание
ответственности,
гуманистическим

общероссийской
уважения
и

к

идентичности,

социальным

демократическим

нормам:

ценностям,

гражданской
приверженности

закрепленным

в

Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях;

о

позитивно

оцениваемых

обществом

качествах

личности,

позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой

деятельности;

способах

регулирования

общественных

отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4.Овладение

умениями

познавательной,

коммуникативной,

практической деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях;
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной

деятельности;

межличностных

отношений;

отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно –
бытовых отношений;
Задачи программы:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия
для усвоения учащимися важных для становления личности элементов
культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной,
эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и
эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и
ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового
и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне
основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в
подростковом

возрасте

(член

семьи,

учащийся

школы,

труженик,

собственник, потребитель, гражданин);
-

обеспечить

практическое

владение

способами

получения

адаптированной социальной информации из различных источников, включая
анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного
социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить
активный словарь через включение в него основных обществоведческих
терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их
распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного
употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной
информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению
конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при
котором

достигается

толерантное

поведение в социальных конфликтах;

взаимоприятие

партнера,

гуманное

- предоставить для практического освоения необходимую информацию
о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Содержание программы тесно связано с предметами: историей,
литературой, географией, изобразительным искусством. Рабочая программа
«Обществознание» для учащихся 10-12 классов рассчитана на 238 часов в
соответствии с учебным планом МКОУ «Вихоревская ВСОШ». Срок
реализации программы – 3 года.

Авторы

Наименование

Л.Н. Боголюбов

Класс

Издательство

Обществознание

10

Просвещение

Обществознание

11

Просвещение

А.Ю.
Лабезникова
Л.Н. Боголюбов
А.Ю.
Лабезникова

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение совместно в

1. Умение совместно

1. Умение

1.

Умение

группах при

в

индивидуально при

самостоятельно

сопровождении учителя

микрогруппах/парах

сопровождении

определять

определять цели

при сопровождении

учителя определять

обучения, ставить и

обучения, ставить и

учителя определять

цели обучения,

формулировать новые

формулировать новые

цели обучения,

ставить и

задачи

задачи в учебе и

ставить и

формулировать новые

познавательной

в

цели

учебе

и

познавательной

формулировать

задачи в учебе и

деятельности,

деятельности, развивать

новые задачи в учебе

познавательной

развивать мотивы и

мотивы и интересы

и познавательной

деятельности,

интересы

своей познавательной

деятельности,

развивать мотивы и

познавательной

деятельности.

развивать мотивы и

интересы своей

деятельности.

Обучающийся

интересы своей

познавательной

Обучающийся

сможет: анализировать

познавательной

деятельности.

сможет:

существующие и

деятельности.

Обучающийся

анализировать

планировать будущие

Обучающийся

сможет:

существующие

образовательные

сможет:

анализировать

планировать будущие

результаты;

анализировать

существующие и

образовательные

идентифицировать

существующие и

планировать будущие

результаты;

собственные проблемы

планировать

образовательные

идентифицировать

и определять главную

будущие

результаты;

собственные

проблему; выдвигать

образовательные

идентифицировать

проблемы

версии решения

результаты;

собственные

определять

проблемы,

идентифицировать

проблемы и

проблему;

формулировать

собственные

определять главную

версии

гипотезы,

проблемы и

проблему; выдвигать

проблемы,

предвосхищать

определять главную

версии решения

формулировать

конечный результат;

проблему; выдвигать

проблемы,

гипотезы,

ставить цель

версии решения

формулировать

предвосхищать

деятельности на основе

проблемы,

гипотезы,

конечный

определенной проблемы

формулировать

предвосхищать

ставить

и существующих

гипотезы,

конечный результат;

деятельности

возможностей;

предвосхищать

ставить цель

основе определенной

формулировать учебные

конечный результат;

деятельности на

проблемы

задачи как шаги

ставить цель

основе определенной

существующих

достижения

деятельности на

проблемы и

возможностей;

поставленной цели

основе определенной существующих

формулировать

деятельности;

проблемы и

возможностей;

учебные задачи как

обосновывать целевые

существующих

формулировать

шаги

ориентиры и

возможностей;

учебные задачи как

поставленной

приоритеты ссылками

формулировать

шаги достижения

деятельности;

на ценности, указывая и

учебные задачи как

поставленной цели

обосновывать целевые

обосновывая логическу

шаги достижения

деятельности; •

ориентиры

ю последовательность

поставленной цели

обосновывать целевые приоритеты ссылками

шагов.

деятельности;

ориентиры и

своей

и

и
главную
выдвигать
решения

результат;
цель
на
и

достижения
цели

и

на ценности, указывая

обосновывать

приоритеты ссылками

и

обосновывая

целевые ориентиры и на ценности, указывая

логическую

приоритеты

и обосновывая

последовательность

ссылками на

логическую

шагов.

ценности, указывая и последовательность
обосновывая

шагов.

логическую
последовательность
шагов.
2. Умение совместно в 2. Умение совместно 2.
группах

при в

индивидуально

сопровождении учителя микрогруппах/парах
планировать

пути при

сопровождении

сопровождении учителя

достижения целей, в том учителя планировать пути
числе

альтернативные, пути

осознанно

познавательных
Обучающийся

в

осознанно

соответствии

учебной

выбирать наиболее
эффективные способы

решения познавательных задач. Обучающийся
и Обучающийся
сможет:

и сможет:

определять действие(я)
соответствии

и составлять алгоритм действие(я)

в учебной

их

с познавательной

выполнения; соответствии

обосновывать

и учебной

алгоритм

наиболее эффективных задачей и составлять выполнения;
решения алгоритм

их обосновывать

и выполнения;

числе

предложенных

осуществлять

задач; обосновывать

определять/находить,

и наиболее

в осуществлять выбор эффективных
из наиболее

способов

эффективных

вариантов, условия для способов

определять

действие(я)

в

в соответствии

с

с учебной

и

и познавательной
задачей и составлять

и задачей и составлять алгоритм

выбор познавательной

учебных

сможет:

определять необходимые

с задач. Обучающийся необходимые

познавательной задачей необходимые

том

выбирать

решения учебных и познавательных задач.

действие познавательных

познавательных

осознанно

задач. эффективные
учебных

способов

числе

эффективные способы решения учебных и

сможет: способы

осуществлять

пути

и наиболее

определять
необходимые

планировать

достижения том

решения осознанно выбирать наиболее

учебных

при самостоятельно

достижения целей, в том числе альтернативные,

эффективные альтернативные,

способы

Умение

планировать достижения целей, в

выбирать целей, в том числе альтернативные,

наиболее

(я)

Умение 2.

учебных

их

их выполнения;
обосновывать

и

и осуществлять

выбор

выбор наиболее
эффективных
способов

решения

решения учебных

и

и познавательных задач;

решения познавательных задач; определять/находить,

выполнения учебной и учебных

и определять/находить,

познавательной задачи; познавательных

в

том

числе

выстраивать жизненные задач;

предложенных

планы на краткосрочное определять/находить, вариантов,
будущее

(заявлять в

целевые

том

числе

ориентиры, предложенных

ставить адекватные им вариантов,
задачи

из для

и

предлагать для

действия,

указывая

выполнения задачи;

задачи; выстраивать будущее

последовательность

жизненные планы на целевые
из краткосрочное
будущее

вариантов

условия для

условия
выполнения
и

и познавательной
задачи;

выстраивать

выстраивать жизненные планы на

краткосрочное

будущее

(заявлять

(заявлять целевые

ориентиры,

ориентиры, ставить адекватные им

ставить адекватные им задачи и предлагать

(заявлять задачи и предлагать действия, указывая и

и целевые ориентиры, действия, указывая и обосновывая

самостоятельно

искать ставить

средства/ресурсы

для им

адекватные обосновывая
задачи

логическую

и логическую

последовательность

решения

предлагать действия, последовательность

задачи/достижения

указывая

предложенных

решения

вариантов

проблемы логическую

(выполнения

шагов); выбирать из

и шагов); выбирать из предложенных

цели; составлять план обосновывая
проекта, последовательность

вариантов

самостоятельно искать средства/ресурсы для

шагов); выбирать из средства/ресурсы для решения

исследования);

предложенных

определять

вариантов

потенциальные

самостоятельно

затруднения
учебной

решения

задачи/достижения

и задачи/достижения

при искать

и

и самостоятельно искать

проведения

решении

цели; составлять план

цели; составлять план решения
решения

проблемы

проблемы (выполнения проекта,

и средства/ресурсы для (выполнения проекта, проведения

познавательной задачи и решения

проведения

исследования);

находить средства для задачи/достижения

исследования);

определять

их

устранения; цели;

составлять определять

описывать свой опыт, план
оформляя

его

виде

решения
задач

потенциальные

решения потенциальные

для проблемы

передачи другим людям (выполнения
в

из

и жизненные планы на краткосрочное

логическую

предложенных

вариантов,

учебной

познавательной

выбирать

числе

выполнения учебной

обосновывая

шагов);

том

из предложенных

условия познавательной

и учебной

в

затруднения
решении

затруднения
при решении

учебной

при

учебной

и

и познавательной задачи

технологии проекта, проведения познавательной задачи и находить средства
практических исследования);
определенного определять

класса; планировать и потенциальные

и находить средства для
для

их

их

устранения;

устранения; описывать свой опыт,

описывать свой опыт, оформляя

его

для

корректировать

свою затруднения

при оформляя

индивидуальную

решении учебной и передачи

образовательную

познавательной

траекторию.

задачи и

находить технологии

средства

для

его

другим людям

людям

в

другим
в

виде технологии

виде
решения

решения практических

их практических

устранения;

для передачи

задач

задач определенного класса;

определенного класса; планировать

описывать

свой планировать

и

и корректировать свою

опыт, оформляя его корректировать свою индивидуальную
для передачи другим индивидуальную

образовательную

людям

траекторию.

в

виде образовательную

технологии решения траекторию
практических

задач

определенного
класса; планировать
и

корректировать

свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.
3. Умение совместно в 3. Умение совместно 3.
группах

при в

сопровождении учителя микрогруппах/парах
соотносить

свои при

действия

Умение 3.

индивидуально

при самостоятельно

сопровождении

соотносить

сопровождении учителя

с учителя

соотносить свои

планируемыми

свои

действия

результатами,

планируемыми

Умение
свои

соотносить действия
действия

с планируемыми

с

с планируемыми
результатами,

результатами,

осуществлять

осуществлять контроль результатами,

осуществлять

контроль

своей

контроль

деятельности

процессе

достижения контроль

результата,
способы
рамках

в осуществлять

определять деятельности
действий

своей деятельности

с

изменяющейся условий

ситуацией.
Обучающийся

в процессе достижения
определять

определять

способы действий
в

свои действий в рамках предложенных

действия в соответствии предложенных
требований,

в

в процессе достижения результата,

условий и требований, определять способы действий
корректировать

своей деятельности

в процессе достижения результата,

предложенных результата,

своей

способы
в

рамках предложенных
условий и требований,

условий и требований, корректировать
и корректировать
действия

сможет: корректировать свои соответствии

рамках

свои действия
в соответствии
с изменяющейся

свои
в
с

определять

и действия

в изменяющейся

ситуацией.

систематизировать

(в соответствии

с ситуацией.

Обучающийся

том

числе

выбирать изменяющейся

Обучающийся

сможет: определять и

приоритетные) критерии ситуацией.

сможет: определять и систематизировать (в

планируемых

систематизировать (в том числе выбирать

Обучающийся

результатов
своей

и

оценки сможет: определять и том числе выбирать приоритетные)

деятельности; систематизировать (в приоритетные)

отбирать

инструменты том числе выбирать критерии

критерии
планируемых

для оценивания своей приоритетные)

планируемых

деятельности,

критерии

результатов и оценки своей

осуществлять

планируемых

своей

самоконтроль

результатов и оценки
деятельности;

деятельности; отбирать инструменты

своей результатов и оценки отбирать инструменты для оценивания своей

деятельности в рамках своей деятельности; для оценивания своей деятельности,
предложенных условий отбирать
и требований; оценивать инструменты
свою

деятельность, оценивания

деятельности,

осуществлять

для осуществлять

самоконтроль

своей самоконтроль

своей

своей деятельности в рамках

аргументируя причины деятельности,

деятельности в рамках предложенных

достижения

предложенных

или осуществлять

условий и требований;

отсутствия

самоконтроль своей условий и требований; оценивать

планируемого

деятельности

в оценивать

свою

свою деятельность,

результата;

находить рамках

деятельность,

аргументируя

достаточные

средства предложенных

аргументируя

причины достижения

для

выполнения условий

учебных

действий

и причины достижения или

в требований;

изменяющейся ситуации оценивать
и/или

при

аргументируя

результата;

результата;

находить

находить достаточные средства

достаточные средства для

результата; работая по причины достижения для
своему плану, вносить или

отсутствия планируемого

свою планируемого

отсутствии деятельность,

планируемого

или

отсутствия

выполнения

выполнения учебных действий в

отсутствия учебных действий в изменяющейся

коррективы в текущую планируемого

изменяющейся

ситуации и/или при

деятельность на основе результата; находить ситуации и/или при отсутствии
анализа

изменений достаточные

ситуации для получения средства

отсутствии
для планируемого

планируемого
результата; работая по

запланированных

выполнения учебных результата; работая по своему плану, вносить

характеристик

действий

продукта/результата;

изменяющейся

устанавливать
между

в своему плану, вносить коррективы
коррективы

в текущую деятельность

связь ситуации и/или при текущую деятельность на

полученными отсутствии

на

основе

в

основе

анализа изменений

анализа
ситуации

характеристиками
продукта

планируемого
и результата;

характеристиками

по

изменений

ситуации для

работая для

своему

получения

получения запланированных

плану, запланированных

характеристик

процесса деятельности и вносить коррективы характеристик

продукта/результата;

по

устанавливать

завершении в

текущую продукта/результата;

деятельности предлагать деятельность
изменение

основе

на устанавливать
анализа между

связь между

получения для

улучшенных

получения продукта

запланированных

продукта

характеристиками

процесса деятельности

процесса деятельности и

• сверять свои действия продукта/результата;

и

целью

и,

необходимости,
исправлять
самостоятельно.

по

и

и характеристиками

характеристик продукта; характеристик
с

полученными

полученными характеристиками

характеристик процесса изменений ситуации характеристиками
для

связь

по

завершении

завершении деятельности

при устанавливать связь деятельности

предлагать изменение

между полученными предлагать изменение характеристик
ошибки характеристиками
продукта

характеристик

процесса

и процесса

для получения

характеристиками

получения

улучшенных

процесса

улучшенных

характеристик

деятельности

и

для

по характеристик

продукта;

сверять

завершении

продукта;

деятельности

свои действия с целью и, при необходимости,

предлагать

и, при необходимости, исправлять

изменение

исправлять

характеристик

самостоятельно.

процесса

сверять свои действия с целью
ошибки

ошибки самостоятельно.

для

получения
улучшенных
характеристик
продукта;
свои

сверять

действия

целью

и,

с
при

необходимости,
исправлять

ошибки

самостоятельно.
4. Умение совместно в 4. Умение совместно 4.
группах

при в

сопровождении учителя микрогруппах/парах
оценивать правильность при

Умение 4.Умение

индивидуально

при самостоятельно

сопровождении

оценивать

сопровождении учителя

оценивать правильность

выполнения
задачи,

учебной учителя

оценивать правильность

собственные правильность

возможности

выполнения

выполнения

ее выполнения учебной задачи,

учебной задачи,

определять возможности

Обучающийся

критерии правильности решения.

Обучающийся

(корректности)

сможет:

выполнения

учебной сможет:

ее

ее решения.

ее решения.

Обучающийся

собственные

собственные возможности

решения. Обучающийся задачи, собственные возможности
сможет:

учебной

сможет:

определять

определять критерии

определять критерии

правильности

задачи; анализировать и критерии

правильности

(корректности)

обосновывать

правильности

(корректности)

выполнения

применение

(корректности)

выполнения

соответствующего

выполнения учебной задачи; анализировать и

инструментария
выполнения

для задачи;

и

учебной анализировать

задачи;

учебной задачи; анализировать

соответствующего

соответствующего

пользоваться

применение

инструментария

выработанными

соответствующего

выполнения

критериями

оценки

обосновывать

обосновывать применение

и применение

свободно обосновывать

учебной

инструментария
для выполнения

учебной

учебной задачи;

и инструментария для задачи;

для

свободно

свободно пользоваться

самооценки, исходя из выполнения учебной пользоваться

выработанными

цели

критериями оценки и

и

имеющихся задачи;

средств,
результат

различая пользоваться

критериями оценки и самооценки, исходя из

способы выработанными

самооценки, исходя из цели

и

действий;

свободно выработанными

оценивать критериями оценки и цели

продукт

своей самооценки,

деятельности

по из

заданным

и

и

имеющихся

имеющихся средств,

различая

исходя средств,

цели

и результат и способы действий;

и/или имеющихся средств, действий;

самостоятельно

различая результат и продукт

определенным

способы

критериям

продукт заданным

деятельности самостоятельно

деятельности;

по заданным и/или определенным

обосновывать

самостоятельно

достижимость

цели определенным

выбранным способом на критериям
основе

оценки

оценивать

оценивать продукт

действий; деятельности

в ценивать

соответствии с целью своей

различая результат и способы

критериям

своей

своей деятельности
по заданным

по
и/или

и/или самостоятельно
определенным
критериям

в

в соответствии с целью

соответствии с целью деятельности;
в деятельности;

обосновывать

своих соответствии с целью обосновывать

достижимость

внутренних ресурсов и деятельности;

достижимость

доступных

внешних обосновывать

выбранным способом на

ресурсов;

динамику достижимость

цели на

основе

цели

цели выбранным способом
оценки своих

основе

оценки

внутренних

собственных

выбранным способом своих

образовательных

на

результатов.

своих

основе

оценки ресурсов и доступных внешних

внутренних внешних

ресурсов

5.

ресурсов;

ресурсов; фиксировать

и фиксировать

и

и анализировать

доступных внешних анализировать

динамику

ресурсов;

собственных

динамику динамику

собственных

собственных

образовательных

образовательных

образовательных

результатов.

результатов.

результатов.

Владение

основами

внутренних ресурсов и доступных

5.

Владение

принятия основами

5.

Владение

5.

Владение

основами

основами

решения. Обучающийся самоконтроля.

осуществления

самоконтроля,

сможет:

осознанного выбора в самооценки, принятия

наблюдать

анализировать

и Обучающийся

сможет: наблюдать и учебной

и решений

и

собственную учебную и анализировать

познавательной.

осуществления

познавательную

Обучающийся

осознанного выбора в

собственную

деятельность

и учебную

деятельность

и сможет: наблюдать и учебной

других познавательную

обучающихся

в деятельность

анализировать

и

познавательной.

и собственную учебную Обучающийся

процессе

деятельность других и

взаимопроверки.

обучающихся

познавательную сможет: наблюдать и

в деятельность

и анализировать

соотносить реальные и процессе

деятельность

других собственную учебную

планируемые

взаимопроверки.

обучающихся

результаты

соотносить реальные процессе

деятельность

и

индивидуальной

и

деятельность

других

образовательной

результаты

соотносить реальные и обучающихся

в

в и

планируемые взаимопроверки.

познавательную

деятельности и делать индивидуальной

планируемые

процессе

выводы;

результаты

взаимопроверки.

решение

принимать образовательной
в

учебной деятельности

ситуации и нести за него делать
ответственность;

и индивидуальной
выводы; образовательной

соотносить реальные и
планируемые

принимать решение в деятельности и делать результаты
учебной ситуации и выводы;
нести

за

него решение

принимать индивидуальной
в

учебной образовательной

ответственность;

ситуации и нести за деятельности и делать

самостоятельно

него ответственность; выводы;

определять причины самостоятельно
своего

успеха

или определять

неуспеха и находить своего

решение

принимать
в

учебной

причины ситуации и нести за

успеха

или него ответственность;

способы выхода из неуспеха и находить самостоятельно
ситуации неуспеха.

способы

выхода

ситуации

из определять

неуспеха; своего

ретроспективно
определять,

причины

успеха

или

неуспеха и находить
какие способы

выхода

действия по решению ситуации

из

неуспеха;

учебной задачи или ретроспективно
параметры

этих определять,

какие

действий привели к действия по решению
получению

учебной задачи или

имеющегося продукта параметры

этих

учебной деятельности. действий привели к
получению
имеющегося продукта
учебной деятельности.
демонстрировать
приемы

регуляции

психофизиологически
х/

эмоциональных

состояний
достижения

для
эффекта

успокоения
(устранения
эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления
(ослабления
проявлений
утомления),

эффекта

активизации
(повышения
психофизиологическо
й реактивности).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
6.
определять
создавать

Умение

6.

Умение

6.

понятия, определять понятия, определять
обобщения, создавать

Умение

6.

понятия, определять

Умение
понятия,

создавать обобщения, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, обобщения,

устанавливать

устанавливать

классифицировать,

аналогии,

аналогии,

выбирать основания и аналогии,

классифицировать,

классифицировать,

критерии

самостоятельно

самостоятельно

устанавливать
для классифицировать,

классификации.

самостоятельно

Обучающийся

сможет: выбирать основания критерии

подбирать

слова, и

соподчиненные

критерии

слову, устанавливать

определяющие
и

его причинноследственн
свойства; ые

связи,

для критерии

для классификации,

классификации,

ключевому
признаки

выбирать основания и выбирать основания и
для

классификации,

устанавливать

устанавливать

причинноследственны

причинноследственны

е

связи,

строить е

строить логическое

связи,

строить

логическое

выстраивать логическую логическое

рассуждение,

рассуждение,

цепочку, состоящую из рассуждение.

умозаключение

умозаключение

ключевого

(индуктивное,

(индуктивное,

слова

и Обучающийся

соподчиненных

ему сможет:

подбирать дедуктивное,

слов; выделять общий слова,

аналогии)

признак

выводы.

двух

нескольких

или соподчиненные

предметов ключевому

по дедуктивное,

и

делать аналогии)

и

делать

выводы.

слову, Обучающийся

или явлений и объяснять определяющие

по

его сможет:

Обучающийся

подбирать сможет:

подбирать

их сходство; объединять признаки и свойства; слова, соподчиненные слова, соподчиненные
предметы и явления в выстраивать
группы

ключевому

слову, ключевому

по логическую цепочку, определяющие

определенным

состоящую

слову,

его определяющие

его

из признаки и свойства; признаки и свойства;

признакам, сравнивать, ключевого слова и выстраивать

выстраивать

классифицировать

и соподчиненных ему логическую цепочку, логическую цепочку,

обобщать

и слов;

факты

явления;

выделять состоящую

выделять общий признак двух ключевого

явление из общего ряда или
других

обстоятельства, которые их
возникновению
между
этих

двух

или

явлений

связи предметы и явления объяснять
из в

ему соподчиненных

и
ему

или признак

двух

или

и или

явлений

их объяснять

и
их

группы

по сходство; объединять сходство; объединять

обстоятельств определенным

предметы и явления в предметы и явления в

выделять

признакам,

группы

определяющие,

сравнивать,

определенным

способные

слова

сходство; нескольких предметов нескольких предметов

объединять

явлениями,

и ключевого

из

или слов; выделять общий слов; выделять общий

явлений и объяснять признак

предшествовали

слова

нескольких соподчиненных

явлений; предметов

определять

из состоящую

быть классифицировать и признакам,

по группы
определенным
признакам,

по

причиной

данного обобщать факты и сравнивать,

явления,
причины

выявлять явления;
и

сравнивать,

выделять классифицировать

следствия явление из общего обобщать

факты

явлений; •вербализовать ряда других явлений; явления;
эмоциональное

определять

и классифицировать

и

и обобщать

и

факты

выделять явления;

явление

из

выделять

общего явление

из

общего

впечатление, оказанное обстоятельства,

ряда других явлений; ряда других явлений;

на него источником.

которые

определять

определять

предшествовали

обстоятельства,

обстоятельства,

возникновению связи которые

которые

между явлениями, из предшествовали

предшествовали

этих

обстоятельств возникновению связи возникновению связи

выделять

между явлениями, из между явлениями, из

определяющие,

этих

способные

быть выделять

причиной
явления,

обстоятельств этих

обстоятельств

выделять

данного определяющие,
выявлять способные

определяющие,
быть способные

причины и следствия причиной

быть

данного причиной

данного

явлений;

явления,

вербализовать

причины и следствия причины и следствия

эмоциональное

явлений;

явлений;

впечатление,

вербализовать

вербализовать

оказанное

на

выявлять явления,

него эмоциональное

источником; строить впечатление,
рассуждение

от оказанное

общих

эмоциональное
впечатление,

на

источником;

закономерностей

выявлять

него оказанное

на

него

строить источником;

к рассуждение от общих самостоятельно

частным явлениям и закономерностей

к указывать

на

от частных явлений к частным явлениям и информацию,
общим

от частных явлений к нуждающуюся

закономерностям;

общим

проверке,

строить рассуждение закономерностям;
на основе сравнения строить

в

предлагать

и применять способ

рассуждение проверки

предметов и явлений, на основе сравнения достоверности
выделяя
общие

при

этом предметов и явлений, информации;

признаки; выделяя

излагать полученную общие
информацию,

при

этом объяснять

признаки; процессы,

явления,
связи

и

излагать полученную отношения,

интерпретируя ее в информацию,

выявляемые

в

ходе

контексте решаемой интерпретируя
задачи.

контексте

ее

в познавательной

и

решаемой исследовательской

задачи; совместно с деятельности
учителем указывать на (приводить
информацию,
нуждающуюся
проверке,

объяснение

с

в изменением

формы

предлагать представления;

и применять способ объяснять,
проверки

детализируя

или

достоверности

обобщая; объяснять с

информации.

заданной

точки

зрения); выявлять и
называть

причины

события, явления, в
том числе возможные
/наиболее

вероятные

причины, возможные
последствия заданной
причины,
самостоятельно
осуществляя
причинноследственный анализ;
делать

вывод

основе

на

критического

анализа разных точек
зрения, подтверждать
вывод

собственной

аргументацией

или

самостоятельно
полученными
данными.
7.

Умение

7.

Умение

7.

Умение

7.

Умение

создавать, применять и создавать, применять создавать, применять создавать, применять
преобразовывать

знаки и

преобразовывать и

и символы, модели и знаки
схемы
учебных

для

и

символы, знаки

преобразовывать и
и

символы, знаки

преобразовывать
и

символы,

решения модели и схемы для модели и схемы для модели и схемы для
и решения учебных и решения учебных и решения учебных и

познавательных
Обучающийся

задач. познавательных

познавательных задач. познавательных задач.

сможет: задач. Обучающийся Обучающийся

обозначать символом и сможет:

обозначать сможет:

обозначать сможет:

обозначать

и

и

знаком предмет и/или символом и знаком символом
явление;

определять предмет

Обучающийся
знаком символом

знаком

и/или предмет

и/или предмет

и/или

логические связи между явление; определять явление;

определять явление;

определять

предметами

и/или логические

связи логические

связи логические

связи

явлениями,

обозначать между

предметами между

предметами между

предметами

данные

логические и/или

явлениями, и/или

явлениями, и/или

явлениями,

связи с помощью знаков обозначать
в

схеме;

данные обозначать

создавать логические связи с логические

абстрактный

образ схеме;
вербальные, реальный

вещественные
информационные

характеристик

данные

с логические
в помощью

связи

с

знаков

в

создавать схеме;

или абстрактный

создавать

или абстрактный

или

образ реальный

образ реальный

образ

и предмета

и/или предмета

и/или предмета

и/или

явления;

создавать явления;

создавать явления;

создавать

модели с выделением вербальные,
существенных

знаков

создавать схеме;

предмета и/или явления; абстрактный

для

связи

или помощью знаков в помощью

реальный
создавать

данные обозначать

вещественные
объекта информационные

вербальные,

вербальные,

и вещественные

и вещественные

информационные

и

информационные

определения модели с выделением модели с выделением модели с выделением

способа решения задачи существенных

существенных

в

характеристик объекта характеристик объекта

соответствии

ситуацией.

с характеристик
объекта

для для

определения для

определения способа способа
решения

задачи

соответствии

существенных

решения способа

с с

ситуацией. с

преобразовывать

преобразовывать

модели

с

выявления

решения

в задачи в соответствии задачи в соответствии

ситуацией.
модели

определения

с

ситуацией.

преобразовывать

целью модели

целью выявления

с

целью

общих выявления

общих законов,

общих

законов,

законов,

определяющих

определяющих

определяющих

данную

предметную данную

предметную

данную предметную область;

строить область;

строить

область; переводить доказательство:

доказательство:

сложную по составу прямое, косвенное, от прямое, косвенное, от
(многоаспектную)
информацию

противного;
из переводить

противного;
сложную переводить

сложную

графического

или по

составу по

составу

формализованного

(многоаспектную)

(символьного)

информацию

из информацию

из

представления

в графического

или графического

или

текстовое,

и формализованного

наоборот;

формализованного

строить (символьного)

доказательство:
прямое,

(многоаспектную)

(символьного)

представления

в представления

в

косвенное, текстовое, и наоборот; текстовое, и наоборот;

от противного.

действия, исправлять строить
или

схему,

восстанавливать алгоритм

неизвестный

действия,

ранее исправлять

или

алгоритм на основе восстанавливать
имеющегося знания об неизвестный

ранее

объекте, к которому алгоритм на основе
применяется

имеющегося знания об

алгоритм.

объекте, к которому
применяется
алгоритм.
анализировать/
рефлексировать опыт
разработки

и

реализации

учебного

проекта, исследования
(теоретического,
эмпирического)

на

основе предложенной
проблемной ситуации,
поставленной
и/или

цели

заданных

критериев

оценки

продукта/результата.
8.
чтение.
сможет:

Смысловое

8. Смысловое

Обучающийся чтение.
находить

тексте

в Обучающийся
(в тексте

Смысловое

8.

Смысловое

чтение. Обучающийся чтение. Обучающийся
сможет: находить

требуемую сможет: находить в тексте

информацию

деятельности); соответствии

в сможет: находить в

требуемую тексте

требуемую информацию

соответствии с целями информацию
своей

8.

требуемую

(в информацию

(в

(в соответствии с целями соответствии с целями
с своей

деятельности); своей

деятельности);

ориентироваться
содержании

в целями

своей ориентироваться

текста, деятельности);

понимать

содержании

целостный ориентироваться

смысл

текста, содержании

структурировать

в понимать

явлений,

целостный понимать

текста, смысл

смысл

в

текста,
целостный

текста, смысл

текста, текст;

взаимосвязь описанных структурировать
тексте

текста, содержании

текст; понимать целостный структурировать

устанавливать
в

в ориентироваться

текста,

структурировать

устанавливать текст;

взаимосвязь

устанавливать

взаимосвязь

событий, текст; устанавливать описанных в тексте описанных в тексте
процессов; взаимосвязь

резюмировать

событий,

явлений, событий,

главную описанных в тексте процессов;

идею текста.

событий,

явлений,

процессов;

явлений, резюмировать

резюмировать

процессов;

главную идею текста; главную идею текста;

резюмировать

преобразовывать

главную

преобразовывать

идею текст, «переводя» его текст, «переводя» его

текста;

в другую модальность, в другую модальность,

преобразовывать

интерпретировать

интерпретировать

текст, «переводя» его текст
в

текст

другую (художественный

и (художественный

и

– нехудожественный

–

модальность,

нехудожественный

интерпретировать

учебный,

учебный,

текст

научнопопулярный,

научнопопулярный,

(художественный

и информационный,

нехудожественный – текст

информационный,

nonfiction); текст

nonfiction);

учебный,

совместно с педагогом самостоятельно

научнопопулярный,

и

информационный,

критически оценивать содержание и форму

текст non-fiction).

содержание и форму текста.

сверстниками критически оценивать

текста.
10.

Развитие

10. Развитие

мотивации к овладению мотивации
культурой

10.

Развитие

к мотивации

активного овладению

10.

Развитие

к мотивации

к

овладению культурой овладению культурой

использования словарей культурой активного активного

активного

и

использования

других

систем.

поисковых использования

Обучающийся словарей и других словарей

сможет:

определять поисковых

поисковые

слова

и сможет:

других словарей

и

систем. поисковых

Обучающийся

определять сможет:

необходимые

и

систем. поисковых

необходимые ключевые Обучающийся
запросы.

использования

систем.

Обучающийся

определять сможет:

необходимые

других

определять

необходимые

ключевые поисковые ключевые поисковые ключевые поисковые
слова

и

запросы; слова

осуществлять
взаимодействие

и

запросы; слова

и

запросы;

осуществлять

осуществлять

с взаимодействие

с взаимодействие

с

электронными

электронными

электронными

поисковыми

поисковыми

поисковыми

системами,

системами, словарями; системами, словарями;

словарями;

формировать

формировать

формировать

множественную

множественную

множественную

выборку из поисковых выборку из поисковых

выборку

из источников

поисковых.

для источников

для

объективизации

объективизации

результатов поиска.

результатов

поиска

результатов

поиска;

соотносить
полученные
результаты поиска со
своей деятельностью.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
11.

Умение

11.

Умение

11.

Умение

11.

Умение

организовывать учебное организовывать

организовывать

организовывать

сотрудничество

учебное

учебное

и учебное

совместную

сотрудничество

деятельность с учителем совместную
и

сверстниками; деятельность

работать индивидуально учителем

и сотрудничество

и сотрудничество

совместную

совместную

с деятельность

с деятельность

с

и учителем

и учителем

и

и в группе: находить сверстниками;

сверстниками;

сверстниками;

общее

работать

работать

решение

и работать

разрешать конфликты на индивидуально и в индивидуально
основе

согласования группе:

позиций

и

учета общее

находить группе:
решение

и общее

интересов;

разрешать

формулировать,

конфликты на основе на

аргументировать
Обучающийся

в индивидуально

находить группе:
решение

и общее

и

в

находить
решение

и

и

основе на

основе

согласования позиций согласования позиций
учета и

сможет: интересов;

определять

возможные формулировать,

роли

совместной аргументировать

в

и

разрешать конфликты разрешать конфликты

и согласования

отстаивать свое мнение. позиций

и

учета

интересов; и

формулировать,
аргументировать
и отстаивать

учета

интересов;

формулировать,
и аргументировать
свое отстаивать

и
свое

деятельности;
определенную

играть отстаивать
роль

свое мнение. Обучающийся мнение. Обучающийся

в мнение.

сможет:

совместной

Обучающийся

деятельности;

сможет:

определять сможет:

возможные

роли

определять совместной

определять

в возможные

роли

в

совместной

принимать

позицию возможные роли в деятельности;

собеседника,

понимая совместной

позицию

другого, деятельности; играть совместной

играть деятельности;

играть

определенную роль в определенную роль в
совместной

различать в его речи: определенную роль в деятельности;

деятельности;

мнение (точку зрения), совместной

принимать

доказательство

собеседника, понимая собеседника, понимая

(аргументы),
гипотезы,

деятельности;

факты; принимать позицию позицию
аксиомы, собеседника,

теории; определять свои понимая
действия

и

партнера,
способствовали

позицию принимать
другого, позицию

позицию мнение

речи:

или (точку

(точку мнение

мнение доказательство

препятствовали

доказательство

продуктивной

(аргументы), факты; теории;

позитивные отношения теории;
в процессе учебной и свои

гипотезы,

аксиомы, свои

доказательство
факты; (аргументы),

аксиомы, гипотезы,
определять теории;

действия

определять действия
действия

(точку

зрения),

зрения), (аргументы),

коммуникации; строить гипотезы,

другого,

различать в его речи: различать в его речи:

действия другого, различать в зрения),
которые его

позицию

и свои

аксиомы,
определять

действия

партнера, действия

и которые

факты;

и

партнера,

которые

познавательной

действия

партнера, способствовали

или способствовали

деятельности.

которые

препятствовали

препятствовали

или

способствовали или продуктивной

продуктивной

препятствовали

коммуникации;

коммуникации;

продуктивной

строить

коммуникации;

отношения в процессе отношения в процессе

позитивные строить

строить позитивные учебной
отношения

и учебной

в познавательной

процессе учебной и деятельности;
познавательной

корректно

деятельности;

аргументированно

корректно

точку

выдвигать

познавательной
деятельности;
и корректно

и

аргументированно

зрения, в дискуссии зрения, в дискуссии

свою уметь

зрения,

дискуссии

и

и отстаивать свою точку отстаивать свою точку

аргументированно
отстаивать

позитивные

выдвигать уметь

в контраргументы,

выдвигать

контраргументы,

уметь перефразировать свою перефразировать свою
мысль

(владение мысль

(владение

контраргументы,

механизмом

перефразировать

эквивалентных замен); эквивалентных замен);

свою

механизмом

мысль критически

критически

(владение

относиться

к относиться

механизмом

собственному

эквивалентных

мнению,

замен).

достоинством

достоинством

признавать

признавать

собственному
с мнению,

ошибочность
мнения

к
с

своего ошибочность

(если

оно мнения

таково)

своего

(если

и таково)

корректировать

и

его; корректировать

предлагать

предлагать

альтернативное

альтернативное

решение

его;

в решение

конфликтной
ситуации;

оно

в

конфликтной
выделять ситуации;

выделять

общую точку зрения в общую точку зрения в
дискуссии;

дискуссии;

договариваться

о договариваться

о

правилах и вопросах правилах и вопросах
для

обсуждения

в для

обсуждения

в

соответствии

с соответствии

с

поставленной

перед поставленной

перед

группой задачей.

группой

задачей;

организовывать
учебное
взаимодействие

в

группе

(определять

общие

цели,

распределять

роли,

договариваться друг с
другом
устранять
диалога

и

т.
в

д.);

рамках

разрывы

в

коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприя

тием

со

стороны

собеседника

задачи,

формы

или

содержания диалога.
12.
при

Умение

12.

Умение

сопровождении совместно
средства

соответствии

в при
речевые

коммуникации
чувств,

потребностей
регуляции

с

в речевые

средства

и выражения

деятельности;

своих чувств,

мыслей

и потребностей
своей планирования

контекстной

и деятельности; владение регуляции

Обучающийся

устной

задачу контекстной
и

для

для планирования

и
своей

и письменной

и

речью,

контекстной

речью.

речью. Обучающийся

в Обучающийся

сможет:

определять

и в соответствии с ней соответствии

с

отбирать

речевые задачу коммуникации и в соответствии с ней

речевые отбирать

ней сможет:

устной

речью, монологической

Обучающийся сможет: монологической

задачу коммуникации коммуникации

и

и потребностей

владение

речью. письменной

определять определять

мыслей

своей деятельности;

речью, монологической владение

речью. контекстной

своих

и регуляции

речью, устной и письменной деятельности;

монологической

для

для выражения

и выражения
для чувств,

регуляции

устной

коммуникации

своих коммуникации

мыслей

в соответствии
с задачей

для задачей

своей планирования

сможет:

использовать речевые

средства

и потребностей

письменной

при осознанно
в

для чувств,

планирования

Умение

использовать учителя использовать средства

своих коммуникации

мыслей

владение

осознанно

для соответствии с задачей соответствии

выражения

12.

самостоятельно

сопровождении сопровождении

с учителя

задачей

Умение

в индивидуально

учителя использовать микрогруппах/парах
речевые

12.

определять задачу коммуникации

средства; отбирать и средства; отбирать и и в соответствии с ней отбирать
использовать речевые использовать
средства в процессе средства
коммуникации
другими
(диалог

в

паре,

отбирать и

с использовать речевые средства в процессе
людьми средства в процессе коммуникации

в (диалог в паре, в малой коммуникации

малой группе и т. д.); группе

и

т.

д.); другими

представлять в устной представлять в устной (диалог
или

речевые средства

процессе средства; отбирать и использовать речевые

с коммуникации
людьми другими

в

речевые отбирать

речевые

с другими
людьми (диалог

в

паре,

с
людьми

в

паре,

в

в малой группе и т. д.);

письменной или письменной форме малой группе и т. д.); представлять в устной

форме

развернутый развернутый

план

собственной собственной

деятельности;

деятельности;

план представлять в устной или

письменной

или

письменной форме

развернутый

форме

развернутый план

собственной

соблюдать

нормы соблюдать

публичной

речи, публичной

нормы план

собственной деятельности;

речи, деятельности;

регламент в монологе регламент в монологе и соблюдать
и

дискуссии

соответствии
коммуникативной

соблюдать

нормы

нормы публичной

речи,

в дискуссии

в публичной

с соответствии

с регламент в монологе и

коммуникативной

и

речи, регламент в монологе

дискуссии

обосновывать обосновывать

задачей; высказывать

и задачей; высказывать и

обосновывать

запрашивать

мнение запрашивать

мнение и

партнера

в

рамках партнера

рамках мнение (суждение) и запрашивать

диалога;

принимать диалога;

решение

в

в

мнение

мнение партнера

в

в

рамках диалога;

принимать

ходе партнера

и диалога

в

и диалога;

согласовывать его с согласовывать
собеседником;

обосновывать мнение (суждение) и

принимать запрашивать

ходе решение

диалога

с

с коммуникативной

мнение коммуникативной

мнение (суждение) и (суждение)

в

в соответствии

задачей; высказывать задачей; высказывать и соответствии
и

дискуссии

его

собеседником;

принимать решение

с решение

в

рамках

в

ходе

ходе диалога

диалога

и

и согласовывать его с

создавать письменные создавать письменные согласовывать его с собеседником;
«клишированные»

и «клишированные»

и собеседником;

создавать письменные

оригинальные тексты оригинальные тексты с создавать письменные «клишированные»
с

использованием использованием

«клишированные»

и оригинальные тексты

необходимых речевых необходимых речевых оригинальные тексты с
средств; использовать средств;
вербальные

использовать с

средства вербальные

(средства логической (средства

своего

средства необходимых речевых средств; использовать
логической средств; использовать вербальные

блоков смысловых

выступления; своего

использовать

невербальные

невербальные средства своего

смысловых

невербальные

подготовленные/отобр подготовленные/отобра средства
под нные

руководством
учителя;
цели
после

выступления;

невербальные
средства

или

или наглядные материалы,

под наглядные материалы, подготовленные/отобр

руководством учителя; подготовленные/отобр анные

достижении достижении

коммуникации коммуникации

непосредственно

блоков своего

блоков

выступления; использовать

наглядные использовать

наглядные материалы, материалы,
анные

средства (средства логической

выступления; связи) для выделения смысловых

или или

средства

блоков (средства логической связи) для выделения

использовать
средства

использованием

использованием необходимых речевых

связи) для выделения связи) для выделения вербальные
смысловых

цели анные
руководством
цели

под

под руководством

непосредственно после учителя;

завершения завершения

и

учителя;

достижении цели

достижении

коммуникации

коммуникации непосредственно

коммуникативного
контакта

коммуникативного

непосредственно

и контакта

после

обосновывать его.

после

завершения

завершения коммуникативного

коммуникативного

контакта

контакта

и

и обосновывать его.

обосновывать его
13.

Умение

13.

Умение

совместно в группах совместно
при

при

формировать

Умение

в индивидуально

сопровождении микрогруппах/парах

учителем

13.

сопровождении

сопровождении учителем

и

компетентности

формировать

и

развивать
и компетентности

развивать развивать

в компетентности

Умение

при самостоятельно

и учителем формировать формировать

развивать

13.

в

области

в компетентности

в использования

области

области использования области

информационнокомму

использования

информационнокомму

никационных

информационнокомму никационных
никационных

технологий

технологий (далее – ИКТ).
ИКТ).

использования

информационнокомму технологий (далее –
(далее

– никационных

ИКТ).

Обучающийся технологий (далее – сможет:

Обучающийся сможет:

ИКТ).

Обучающийся целенаправленно

сможет:

целенаправленно

целенаправленно

искать и использовать целенаправленно

сможет:

искать и использовать информационные
информационные

Обучающийся

искать и использовать
информационные

искать и использовать ресурсы, необходимые

ресурсы, необходимые информационные

для решения учебных

ресурсы, необходимые для решения учебных и ресурсы, необходимые и практических задач
для решения учебных практических задач с для решения учебных с помощью средств
и практических задач помощью средств ИКТ; и практических задач ИКТ;

использовать

с помощью средств использовать

с помощью средств компьютерные

ИКТ;

ИКТ;

использовать компьютерные

компьютерные

технологии

технологии (включая выбор
выбор

использовать технологии (включая

(включая компьютерные

выбор

адекватных

адекватных технологии (включая задаче

адекватных задаче

выбор

адекватных инструментальных

задаче

инструментальных

задаче

программноаппаратны

инструментальных

программноаппаратны

инструментальных

х средств и сервисов)

программноаппаратны х средств и сервисов) программноаппаратны для
х средств и сервисов) для
для

решения х средств и сервисов) информационных

решения информационных

информационных
коммуникационных

и коммуникационных

и для

и

решения коммуникационных

информационных

учебных задач, в том коммуникационных

учебных задач, в том числе:

решения

и учебных задач, в том
числе:

вычисление,

написание учебных задач, в том написание

писем,

числе:
писем,

написание писем,
сочинений, докладов,

докладов,

сочинений, числе:

вычисление, сочинений, докладов,

рефератов, написание

писем, рефератов,

создание создание презентаций; сочинений, докладов, презентаций;

презентаций;

выбирать,

строить

и рефератов,

создание выбирать, строить и

выбирать, строить и использовать

презентаций;

использовать

адекватную

выбирать, строить и адекватную

адекватную

информационную

использовать

информационную

модель для передачи адекватную

модель для передачи своих
своих

создание

модель для передачи

и своих

мыслей

мыслей естественных

и формальных языков в средствами

формальных языков в соответствии
соответствии

своих

модель для передачи средствами

естественных

естественных

информационную

мыслей информационную

мыслей средствами

средствами

использовать

формальных языков в

с естественных

с условиями

и

и соответствии

с

формальных языков в условиями

условиями

коммуникации;

соответствии

коммуникации;

выделять

условиями

выделять

выделять

информационный

коммуникации;

информационный

информационный

аспект

аспект

задачи, выделять

аспект

задачи, оперировать данными, информационный

оперировать данными, использовать
использовать

с коммуникации;

модель решения задачи

решения задачи;

модель аспект

задачи,

оперировать данными,

задачи, использовать

модель

оперировать данными, решения

задачи;

использовать

модель использовать

решения

задачи; информацию с учетом

использовать

этических и правовых

информацию с учетом норм;

создавать

этических и правовых информационные
норм.

ресурсы разного типа
и

для

разных

аудиторий, соблюдать
информационную
гигиену

и

правила

информационной
безопасности.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественные
науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:
«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным
результатам

освоения

учебного предмета

«Обществознание» должны

отражать:
1)

сформированность

знаний

об

обществе

как

целостной

развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3)

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений

поиска

информации

в

источниках

различного

типа

для

реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 класс
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
1. Что такое общество.
Общество и природа. Природа как предпосылка выделения человека и
общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу.

Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения
окружающей среды.
2. Общество и культура.
Понятие культуры. Связь общества и культуры. Феномен культуры.
3. Общество как сложная система.
Социальные

институты.

Устройство

общества.

Особенности

взаимодейстия различных составляющих общества
4. Динамика общественного развития.
Многовариантность общественного развития. Проблема общественного
прогресса.
5. Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в
человеке.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной
эволюции. Социальные качества человека. Сознание, самосознание и
самореализация. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
6.7 Деятельность как способ человеческого бытия.
Деятельность

человека

и

поведение

животных.

Структура

деятельности. Мотивация. Потребности человека, интересы и мотивы
деятельности. Многообразие и виды деятельности. Творческая деятельность.
Трудовая

деятельность.

Игра.

Учебная

деятельность.

Соотношение

деятельности и общения. Сознание и деятельность.
8.9 Познавательная деятельность.
Познаваемость мира и проблемы познания. Познание чувственное и
рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.
Познание и коммуникативная деятельность. Мифология и познание.
Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы
мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера.
Мировоззрение
Самооценка.

и

деятельность.

Познание

человеком

самого

себя.

10.11 Свобода и необходимость в деятельности человека.
Свобода и ответственность. Единство свободы и ответственности
личности. Свободное общество, открытое общество.
12.13 Современное общество.
Глобализация

как

явление

современности.

Антиглобализм.

Современное информационное пространство и информационное общество.
Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение
информационного общества. Глобальные проблемы и угрозы современному
обществу. Глобальные экологические проблемы.
14. Международный терроризм.
Глобализация и ее последствия. Идеология насилия и международный
терроризм. Противодействие современным вызовам.
15. Обобщение
16. Контрольная работа
Раздел 2. Общество как мир культуры
17.18. Духовная культура общества
Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие
культур. Духовная и материальная культура.
19. Духовный мир личности
Духовность, составляющие духовного мира человека
20. Мировоззрение и его роль в жизни общества
Типы мировоззрения, место мировоззрения в духовном мире человека.
21.22. Мораль
Нравственна культура личности. Моральные категории. Моральный
выбор. Место морали в жизни общества.
23.24. Наука и образование
Значимость науки. Функции науки. Связь науки и образования.
Ступени образовательной подготовки в системе образования РФ.
25.26. Религия и религиозные организации .

Религиозное сознание. Религия как форма культуры. Религия как
социальный институт. Религиозные организации в современной России.
27. 28. Искусство. Функции искусства. Структура искусства.
Место искусства в жизни общества. Многообразие функций искусства.
Особенности современного искусства.
29. Массовая культура
Характеристика массовой культуры. Этапы становления массовой
культуры. Связь массовой культуры с общественными изменениями.
30. СМИ и массовая культура
Функции СМИ. Роль СМИ в условиях глобализации мира.
31.32.

Повторительно-обобщающий

урок,

подготовка

к

контрольной работе.
33. Урок представления проектной деятельности
34. Контрольная работа
35. Анализ контрольной работы.
36. Итоговый урок

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений
1. Современные подходы к пониманию права.
Функции

и

сущность

права.

Нормативный

подход

к

праву.

Естественно-правовой подход к праву. Идеи и реальность в праве.
Естественное и позитивное право, их взаимосвязь.
2. 3. Право в системе социальных норм. Система права.
Основные признаки права. Право и мораль. Норма права. Отрасль
права. Отрасли российского права. Институт права.
4. Источники права.

Характеристика основных источников (форм) права. Правовой обычай.
Судебный прецедент. Нормативноправовой акт. Виды нормативных актов.
Федеральные

законы.

Законы

субъектов

Российской

Федерации.

Подзаконный акт.
5. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Стадии

законотворческого

процесса.

Особенности

принятия

конституционных законов.
6. Правоотношения и правонарушения.
Понятие правонарушение. Противоправность. Вина. Юридическая
ответственность. Признаки правонарушения.
7. Юридическая ответственность.
Система

судебной

защиты

прав

человека.

Развитие

права

в

современной России. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Кодекс об
административных правонарушениях РФ.
8. Предпосылки правомерного поведения.
Правовое сознание. Структура правосознания. Уровни правосознания.
Правовая идеология.
9. Правовая культура общества.
Функции правовой культуры. Правовой нигилизм. Правомерное
поведение, его виды.
10.11. Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ.
Основания

приобретения

гражданства.

Права

и

обязанности

гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская
служба.
12. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское
гражданского

право.

права.

Гражданские

Гражданская

правоотношения.

дееспособность.

Субъекты

Физические

и

юридические лица. Имущественные права. Личные неимущественные права.
Авторское право. Наследование. Защита гражданских прав.

13.Контрольная

работа

по

теме

«Правовое

регулирование

общественных отношений»
14. Гражданское право.
Гражданские

правоотношения,

субъекты

гражданского

права,

юридические лица, физические лица.
15. Наследование. Защита гражданских прав
Виды наследования. Имущественные и неимущественные права.
16.

Правовые

основы

социальной

защиты

и

социального

обеспечения
Социальное государство, социальное обеспечение, право на социальное
обеспечение
17. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Трудовые

правоотношения.

Социальная

защита

и

социальное

обеспечение.
18. Порядок приема на работу.
Трудовой

договор.

Занятость

населения.

Трудовая

книжка.

Профессиональное образование.
19. Семейное право.
Правовая связь членов семьи. Брак. Вступление и расторжение брака.
Права и обязанности супругов.
20. Права и обязанности детей и родителей.
Права

ребенка.

Воспитание

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей
21. 22. Экологическое право.
Характеристика

экологического

права.

Право

человека

на

благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения. Экологическое законодательство.
23. Процессуальные отрасли права.
Процессуальное право. Судопроизводство. Гражданский процесс.
Участники гражданского процесса. Стадии прохождения дела в суде.

Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Участники уголовного процесса.
Судебное разбирательство и судебное следствие.
24. Административная юрисдикция.
Административное наказание. Презумпция невиновности.
25. Конституционное судопроизводство.
Конституция

РФ.

Конституционный

суд

и

судьи.

Принципы

конституционного судопроизводства.
26. Стадии конституционного судопроизводства.
Право на обращение в конституционный суд.
27. Международная защита прав человека.
Лига наций и ООН. Защита прав и свобод человека средствами ООН.
Комиссии и билли о правах человека. Комитет по правам человека.
Европейская система защиты прав человека. ЕСПЧ. Международное право и
смертная казнь.
28. Международные преступления и правонарушения.
Полномочия международного уголовного суда. Развитие механизмов
международной защиты прав и свобод человека.
29.

Правовые

основы

антитеррористической

политики

российского государства.
Правовая база противодействию терроризму в России. Органы власти,
проводящие

политику

противодействия

терроризму.

Роль

СМИ

и

гражданского общества в противодействии терроризму.
30. Человек в XXI веке.
Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире
информации. Профессиональная ориентация современного человека. Человек
и ценности современного общества.
31. Урок представления проектов
32. Повторительно-обобщающий урок
33. Подготовка к контрольной работе
34. Итоговая

35. Анализ контрольных работ
36. Итоговый урок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 12 КЛАСС
Глава I . Экономическая жизнь общества
1. Введение
2. Роль экономики в жизни общества.
Основные проявления экономики в обществе. Взаимосвязь экономики
и общества.
3. Экономика: наука и хозяйство.
Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность.
4. Измерители экономической деятельности.
Понятие

ВВП.

Экономический

рост

и

развитие.

Факторы

экономического роста. Экономические циклы.
5.6. Экономический рост и развитие
Пути достижения экономического роста. Сущность и причины
циклического развития экономики. Фазы экономического цикла.
7.8.Рыночные отношения в экономике.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и
предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции,
облигации и другие ценные бумаги.
9. Роль фирм в экономике.
Факторы

производства

и

факторные

доходы.

Постоянные

и

переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Налоги,

уплачиваемые

Организационно-правовые

предприятиями.
формы

Бизнес
и

в

экономике.

правовой

предпринимательской деятельности.
10. Правовые основы предпринимательской деятельности.

режим

Источники финансирования бизнеса. Слагаемые успеха в бизнесе.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
11. Экономическая политика РФ.
Экономика

и

государство.

Роль

государства

в

экономике.

Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг
Основы

денежной

и

бюджетной

политики

Защита

конкуренции

и

антимонопольное законодательство.
12. Практикум « Предпринимательская деятельность
13. Контрольная работа
14.15. Финансовый рынок. Функции финансового рынка
Финансы в экономике. Банковская система. Роль центрального банка.
Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции.
16. 17. Экономика и государство
Роль государства в экономике. Задачи современного государства. Цели
и инструменты монетарной и фискальной политики.
18.19. Финансовая политика государства
Роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Финансы
как инструмент распределения и перераспределения национального дохода.
20. Антикоррупционная политика государства.
Понятие коррупции. Анализ социального явления с использованием
принципа историзма.
21.22. Занятость и безработица.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
23.24. Мировая экономика.
Государственная политика

в области международной торговли.

Глобальные проблемы экономики.
25.26. Экономическая культура.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав
потребителя.

Экономика

производителя.

Рациональное

экономическое

поведение потребителя и производителя.
27. Практикум по теме «Экономическая жизнь общества»
28. Контрольная работа
Глава II. Социальная сфера
29. Социальная структура общества.
Многообразие

социальных

групп.

Социальное

неравенство.

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
30. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов.
Причины конфликтов. Влияние конфликтов на общество.
31. 32.Социальные нормы. Виды социальных норм.
Классификация

социальных

норм.

Социальная

мобильность.

Социальные нормы, способствующие социальным перемещениям.
33. Отклоняющееся поведение.
Социальные

нормы.

Социальный

контроль.

Отклоняющееся

(девиантное) поведение. Преступность.
34. Нации и межнациональные отношения.
Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество
и единый народ.
35. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Пути межнационального сближения. Национальная политика в России.
36. 37. Семья и быт. Семья как социальный институт.
Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Дом, в котором мы живём.
38. Гендер – социальный пол.
Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные
отношения в современном обществе.
39. Молодёжь в современном обществе.

Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в
юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
40. Демографическая ситуация в современной России.
Изменение

численности

населения

России.

возрастной

состав

населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.
41. Практикум по теме «Социальная сфера»
42. Контрольная работа
Глава III. Политическая жизнь общества.
43. Политика и власть. Политическая деятельность и общество.
Политическая

сфера

и

политические

институты.

Политические

отношения. Политическая власть.
44. Политическая сфера и политические институты.
Роль политических институтов в жизни общества. Виды политических
институтов.
45.46. Политическая система.
Структура

и

функции

политической

системы.

Государство

в

политической системе. Политический режим. Демократические перемены в
России.
47. 48. Гражданское общество и правовое государство.
Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное
самоуправление.
49.50 Демократические выборы. Избирательная система.
Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
51.52. Политические партии и партийные системы.
Понятие политической партии и движения. Типология и функции
политических партий. Типы партийных систем.
53. 54. Политическая элита и политическое лидерство.
Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического
лидера. Типы лидерства.

55. Политическое сознание.
Обыденное

и

теоретическое

сознание.

Что

такое

идеология.

Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической
жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и
политическое сознание.
56. Политическое поведение.
Многообразие

форм

политического

поведения.

Политический

терроризм. Регулирование политического поведения.
57. 58. Политический процесс и культура политического участия.
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие.
Политическая культура. Составляющие политической культуры.
59. Взгляд в будущее.
Общество перед лицом угроз и вызовов в XXI веке. Возможная
альтернатива. Постиндустриальное (информационное) общество.
60. Практикум по теме «Политическая жизнь общества».
61. Подготовка к контрольной работе.
62. Итоговая контрольная работа
63. Итоговое повторение

Тематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс
№

1
2
3
4
5
6.7
8.9
10.11
12.13
14

Тема раздела, урока
Что такое общество
Общество и культура
Общество как сложная система
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека
Деятельность – способ существования людей
Познавательная деятельность
Свобода и необходимость в деятельности человека
Современное общество
Глобальная угроза международного терроризма

15
16
17.18
19.20
21.22
23.24
25.26
27.28
29.30
31
32.33

Повторительно-обобщающий урок по главе I
Контрольная работа
Духовная культура общества
Духовный мир личности
Мораль
Наука и образование
Религия и религиозные организации
Искусство
Массовая культура
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы II
Повторительно-обобщающий урок по главе II

34

Контрольная работа

35

Анализ к.р.

36

Итоговый урок

Тематическое планирование курса «Обществознание» 11 класс

1
2.3
4.5
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм
Источники права. Законотворческий процесс в РФ
Правоотношения и правонарушения
Юридическая ответственность
Предпосылки правомерного поведения
Правовая культура
Гражданин Российской Федерации
Гражданство РФ
Права и обязанности гражданина
Контрольная работа
Гражданское право
Наследование
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Правовые основы предпринимательской деятельности

18
19
20
21.22
23
24
25
26
27.28
29
30
31
32

Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Семейное право
Права и обязанности детей и родителей
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Административная юрисдикция
Конституционное судопроизводство
Основные стадии конституционного судопроизводства
Международная защита прав человека. Международные преступления и право
Правовые основы антитеррористической политики государства
Повторительно-обобщающий урок по главе III
Человек в XXI в.
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы III

33

Подготовка к к.р.

34

Контрольная работа

35

Анализ контрольной работы

36

Итоговый урок

\

Тематическое планирование, обществознание 11 класс
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Введение.
Роль экономики в жизни общества
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост и развитие
Рыночные отношения в экономике
Фирма в экономике
Правовые основы предпринимательской деятельности
Практикум
Контрольная работа

10
11
12

Финансовый рынок. Функции финансового рынка
Экономика и государство
Финансовая политика государства

13
14
15
16
17
18
19
20

Антикоррупционная политика государства
Занятость и безработица
Мировая экономика
Экономическая культура
Повторительно-обобщающий урок «Экономическая жизнь общества»
Контрольная работа «Экономическая жизнь общества
Социальная структура общества
Социальные нормы

21

Отклоняющееся поведение

22

Нации и этнические общности.

23

Межнациональные отношения

24

Семья и быт

25
26
27
28
29
30
31
32

Тенденции развития семьи в современном мире
Гендер – социальный пол
Молодёжь в современном мире
Демографическая ситуация в современной России
Урок систематизации и обоьбщения на темсу: «Социальная сфера»
Контрольная работа на тему: «Социальная сфера»
Политика и власть
Политическая сфера и политические институты

33

Политическая система

34
35
36
37
38
39
40
41

Гражданское общество и правовое государство
Демократические выборы
Политические партии и партийные системы
Политическая элита и политическое лидерство
Политическое сознание
Политическое поведение
Политический процесс и культура политического участия
Урок систематизации и обобщения по теме: «Политическая жизнь общества»

42
43
44
45

Контрольная работа на тему: «Политическая жизнь общества»
Взгляд в будущее
Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь общества»
Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».