Рабочая программа по истории 10-12 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 10-12
классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО
МКОУ «Вихоревская ВСОШ» в соответствии с ФГОС ООО и требованиями
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и
Историко-культурного стандарта.
Цели программы:
1.Способствовать формированию зрелого исторического мышления;

умения

анализировать общественные процессы.
2.Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
3.Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
4.Формирование
определенный

исторического
набор

мышления,

мыслительных

под

стратегий,

которым

подразумевается

позволяющий

учащимся

самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию
событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и
описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
5.Воспитание гражданственности, национальной идентичности.
6.Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе;
Задачи программы:
1.Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки,
занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей
школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.
2.Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных
траекторий в заданной программой области знаний.

3.Создать пространство для проявления инициативных действий.
Содержание программы тесно связано с дисциплинами социально- гуманитарного
цикла.
Рабочая программа «История» для учащихся 10-12 классов рассчитана на 138 часов,
из них: по 2 часа в неделю, 68 часов в год в 10 классе, 34 часа в год, по 1 часу в
неделю в 11 классе, 34 часа в год, по 1 часу в неделю в 12 классе, в соответствии с
учебным планом МКОУ «Вихоревская ВСОШ».
Срок реализации программы – 3 года.
Используемый учебно–методический комплект
1. «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс». В.И.
Уколова, А.В. Ревякин. «Просвещение», 2022
2. «История России. 11 класс». О.Н. Журавлева, Т.И. Пашкова. «Просвещение», 2022
3. «История России. 11 класс». С.Н. Рудник, О.Н. Журавлева. «Просвещение», 2022
4. «Новейшая история зарубежных стран. 11 класс». Ар. А. Улунян, Е.Ю. Сергеев.
«Просвещение», 2022

Данная рабочая программа учитывает особенности образовательного процесса в
МКОУ Вихоревская ВСОШ. Автор программы дополнил темы по истории России
региональным компонентом из истории Иркутской области.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 10 класса к жизни в
современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает
им

ответить

на

сущностные

вопросы

миропознания,

миропонимания

и

мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как
связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие
подростками среднего возраста основополагающих ценностей и исторического
опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, вовторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных
особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет

«История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной
среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет
собирательную

картину

коммуникативного

опыта

социального,
людей.

Она

нравственного,
служит

созидательного,

богатейшим

источником

представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном
существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией
времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль»
гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие
личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий
осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени,
неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого
бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение
прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур,
образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать
и понять

условия

зарождения

современной цивилизации,

особенности

её

поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой
формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании,
дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой
цивилизации.
Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе
изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы
общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию.
По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система
ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного
развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и
уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что

личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря
ему.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание

гражданственности,

национальной

идентичности,

развитие

мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся

культурных,

религиозных,

этно-национальных

традиций,

нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом
процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы
реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Предполагается

их

интегрированное

изучение,

на

основе

проблемно-

хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с
воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации
школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

В рабочей

программе устанавливается следующая система распределения

учебного материала и учебного времени для 10 – 11 классов:
Классы

Объем учебного
времени

10
класс

68 ч

11
класс
12
класс

34 ч
34 ч

ИСТОРИЯ
России
История России
(с древнейших времен до
конца XIX в.)
История России
(XX – начало XXI вв.)

Всеобщая
Всеобщая история
(с древнейших времен до
конца XIX в.)
Всеобщая история
(XX в – начало XXI вв.)

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной и всемирной истории;
 периодизацию всемирной и отечественной истории;
 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной
истории;
 историческую обусловленность современных общественных процессов;
 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные
и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации
исторические сведения;
 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта,
реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности;
 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии
получаемой извне социальной информации;
 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими
формами социального поведения;
 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского,
этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 КЛАСС
№ Дата

Тема урока

Введение (1 час)
(Ви)* Предмет исторической
науки, периодизация и
хронология.

Ко
лво
час
ов

Основные понятия и
термины

Наглядные
пособия и ТСО

Домашнее
задание

Повторен
ие

1

Историческая память,
исторический источник,
цивилизационные теории,
антропология, теории
модернизации

Презентация
«Историческое
познание»

Эссе «Три причины, по
которым люди изучают
историю, и что изучение
истории дает лично
мне»

Признаки
традицион.,
индустр. и
постиндустр.
общества

2.

ТЕМА 1. Первобытность (1 час)
(Ви) Предыстория.

1

Предыстория=первобытность, неолитическая
революция

Карта «Древнейшие
цивилизации»

Чит §1, обоснованно
ответить, можно ли
неолит. революцию
рассматривать как
модернизацию
+источник на стр.26

Теории о
происхожден
ии человека

3.

ТЕМА 2
Древний мир (6 часов)
(Ви)Ближний Восток.

1

Аграрные цивилизации,
ирригационное земледелие,
патриархальное рабство,
деспотия.
Варна, ведизм, буддизм,
конфуцианство, даосизм,
«осевое время»

Карта «Древние
государства
Востока»

Чит §2, составить план
рассказа о… (вопр.3)

Неолитическа
я революция

Карта «Древние
государства
Востока»

Восточная
деспотия

Античность, полис,
классическое рабство,
демократия, олигархия,
охлократия
Эллинизм, эллинистическая
монархия, тирания

Карта «Финикийская
и греческая
колонизация»

Чит §3, сравнить
систему варн с соц.
структурой
вавилонского общества
по законам Хаммурапи
Чит §4, сравнить
полисы Афины и
Спарту, кому отдаете
предпочтение?
Чит §5,практическая
работа на стр.78

1.

4

(Ви) Индия и Китай в древности.

1

5

(Ви) Древня Греция. От первых
государств до расцвета полиса.

1

6

(Ви) Древняя Греция. От полиса
к эллинистическому миру.

1

Карта «Завоевания
Александра
Македонского»

Законы
Хаммурапи
Древние
империи
Востока

7

(Ви) Древний Рим. От
возникновения города до
падения республики.

1

Патриции, плебеи,
республика, плебесцит.

Карта «Рим от
поселения к
империи»

8

(Ви) Римская империя

1

Империя, принципат,
доминат, христианство

Карта «Рим от
поселения к
империи»

1

Феодализм, вассально-ленные
отношения, сословия,
иммунитет,
раздробленность, сословнопредставительная монархия
Цехи, гильдии, коммунальное
движение, бюргерство,
схоластика

Карта «Византия и ее Чит §10, сравнить
соседи в IV – XIII вв» византийскую
автократию с восточной
деспотией
Карта
Чит §11, вопр.1,2 на
«Распространение
стр150-151
ислама»
Карта «Индия и
Чит §12, вопр 5на
Дальний Восток в
стр.160 с элементами
Средние века»
эссе
Карты «Индия и
Чит §13, план ответа по
Дальний Восток в
теме «Влияние
Средние века»
китайской цивилизации
«Япония в VII –
в Японии». Подготовка

9

ТЕМА 3. Средневековье (6 часов)
(Ви) Западноевропейское
Средневековье. Развитие
феодальной системы
(Ви) Расцвет и кризис
западноевропейского
христианского мира.
Практическая работа
(Ви) Византийское
Средневековье.

1

1

Автократия, иконоборчество,
исихазм, канон, фемный
строй и стратиоты.

12

(Ви) Исламский мир в Средние
века.

1

Ислам, шиизм, суннизм,
халифат

13

(Ви)Индия в Средние века.

1

14

(Ви)Китай и Япония в Средние
века.

1

Каста, варно-кастовый
строй, раджа, дхарма,
ахимса, сикхизм
Пагода, синтоизм, самурай,
сегунат

10

11

Чит §6, перечислить
факторы,
способствующие
кризису республики в
Риме. Сравнить
проявления кризиса
полисной организации
Греции и Рима.
Чит §7, сравнить эпохи
принципата и домината
в истории Римской
империи. Объяснить,
почему христианство
зародилось в Римской
империи?

Полисы
Афины и
Спарта

Карты «Великое
переселение
народов»,
«Крестовые походы»

Чит §8, начать
заполнение таблицы
«Этапы Средневековья»

Римские
колоны и
рабы с
хижинами

Карта
«Средневековое
христианство»

Чит §9, продолжить
заполнение таблицы

Феодализм

Монотеистич
еские религии
Востока

Западноевроп
ейский
христианский
мир
Мировые
религии
Мировые
религии
Древние
государства
Востока

XVвв», презентация
об обычаях
самураев»
15

16

ТЕМА 4. Введение. История России – часть Всемирной истории (1 час)
Тесты по теме «Страны Запада и
1
Востока в древность и
Всемирная история,
Средневековье» на 20 мин
региональная история,
исторические источники.
История России – часть
Всемирной истории.
Своеобразие российской
цивилизации.
ТЕМА 5. Древнерусское государство в IX-XIII вв. (7 часов)
Карта «Восточные
1 Индоевропейцы, праславяне,
Исторические корни славян.
миграция, колонизация, вече,
славяне»
Восточные славяне в VII-IXвв
каганат

17
18

Киевская Русь.

2

19
20

Культура Киевской Руси
Политическая
раздробленность на Руси.

1
1

21

Культура Руси IX-XIII веков.

1

22

Монголо-татарское нашествие.
Натиск завоевателей на северозападные границы Руси.

1

Государство, князь, дружина,
бояре, варяги, дань, урок,
погост, реформа, полюдье.

к тестированию

Чит с.5-15, выписать
факторы развития
нашей страны.

Чит §1, с.13-20,в.1,4
письм на с.20

Древняя
история
человечества
Византия

Карта
«Древнерусское
государство»
Иллюстрации
Карта «Политическая
раздробленность
Руси»

Чит §2-3,с.23-41, в.1,5
п. на с.42

Удел, съезд, патриотизм,
летопись, былина.

Иллюстрации

Чит §7,с.7084, в.4,6
письм.

Иго, ордынский выход, баскак,
ярлык, резиденция, кипчаки.

Карта «Политическая
раздробленность
Руси», презентация

Чит §8,с.85102,в.3
письм

Великое
переселение
народов

«Возвышение
Москвы»

Чит
§910,с.103124,в.4
письм.

Объединение
Франции

Карта «Образование

Чит

Объединение

Усобица, Русская Правда,
вотчина, смерд, холоп,
лествица.

Чит §4, с.43-54, в.1,4 на
Чит §5-6,с.56-70,
в.5(план)

Византия
Империя
Карла
Великого и ее
распад
Каролингское
Возрождение

Р.к. Земли Кавказа в составе
Золотой Орды
23

24

ТЕМА 6.
Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.(3 часа)
Презентация
1 Земский собор, приказы,
Возвышение Москвы.

Образование единого Русского

1

централизованное
государство, сословнопредставительная монархия.
Дворяне, стрелецкое войско,

государства
25

26
27

Русская культура XIV-XVвв.

1

ТЕМА 7. Россия в XVI-XVII вв. (6часов)
2
Россия в XVI веке.

заповедные лета

единого государства»

§1112,с.126146,в.3,5
письм на с.147

Англии

кафтан, полати

Иллюстрации

Чит §13,с.147158,в.3,6
письм

Средневекова
я культура

Земский собор, приказы,
централизованное
государство, сословнопредставительная монархия.
опричнина, террор.
Митрополит, авторитет,
соперничество.

Карта «Россия при
Иване Грозном»

Чит
§1415,с.159181,в.9
письм на стр.182

Великие
географическ
ие открытия

Презентация
«Смутное время»

Чит §1718,с.192214,
в.4(группы)письм.

Реформация в
Европе

Служилые люди, крестьяне
владельческие, дворцовые,
черносошные, тягло. Юрьев
день.

Презентация
«Романовы»

Чит §19,с.216231,в.4,7
письм

Реформация в
Европе

28

Смутное время.

1

29

Россия после Смуты. Первые
Романовы.

1

30

Внешняя политика России в
XVII веке.

1

Карат «Внешняя
политика России в
XVII в.»

Чит
§20,с.231241,в.6(план)

Столетняя
война

Иллюстрации

Чит §16,с.185192,в.4,
6письм, Чит §21,
с.241255,в4 письм

Возрождение

Р.к. Земли Кавказа в XVII веке.
31

Русская культура XVI-XVII вв.

1

32

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО ТЕМЕ «РОССИЯ С ДРЕВНИХ
ВРЕМЕН ДО XVII ВЕКА»

1

33

34

ТЕМА 8. Западная Европа на пути к Новому времени (1 час)
(Ви) Новое время: проблемы
1 Возрождение (ренессанс),
гуманизм, утопия, маньеризм
периодизации.
Возрождение как культурноисторическая эпоха.
ТЕМА 9. Экономика и общество (4 часа)
(Ви) Возникновение мирового
1 Великие географические
открытия, революция цен,
рынка.
капитал, капитализм, биржа

Домашнее тестирование

Иллюстрации

Чит §14, вопрос 5
(таблица)

Исторические
корни славян

Карта «Великие
географические
открытия»

Чит §15, вопрос 3
(таблица)

Киевская
Русь

35

(Ви) Общество и экономика
«старого порядка»

1

Старый порядок, трехполье,
огораживания, мануфактура

36

Промышленная революция.

1

37

(Ви) Индустриальное общество.

1

Промышленный переворот,
протекционизм,
меркантилизм
Индустриализация,
модернизация, урбанизация,
монополия, буржуазия

38

ТЕМА 10. Духовная жизнь общества (3 часа)
(Ви) Религия и церковь в начале
1 Реформация, индульгенции,
лютеранство, кальвинизм,
Нового времени.
англиканская церковь,

39

(Ви) Наука и общественнополитическая мысль XVII-XIX
вв.

1

40

(Ви) Художественная культура
XVII-XIX вв.

1

41
42
43

44

контрреформация
Научная революция,
Просвещение, гражданское
общество, правовое
государство, принцип
разделения властей,
либерализм, социализм,
коммунизм, позитивизм
Классицизм, барокко, рококо,
ампир, романтизм,
эклектика, реализм,
импрессионизм,
постимпрессионизм

ТЕМА 11. Политические отношения (3 часа)
(Ви)Государство на Западе и
1 Абсолютизм, просвещенный
абсолютизм, деспотизм
Востоке.
(Ви)Политические революции
1 Пуританизм, республика,
ограниченная монархия
XVII- XVIII
(Ви) Становление либеральной
1 Консерватизм, либерализм,
демократия
демократии.
ТЕМА 12. Международные отношения (2 часа)
(Ви)Встреча миров.
1 Колония, метрополия, баланс
сил, динамическая война

Презентация «Начало
разрушения старого
порядка»
Презентация
«Промышленная
революция»
Карта «Европа в XIX
веке»

Чит §16, вопрос 1 и 4
(сравнить мануфактуру
и ремесло)
Чит §17, сравнить завод
и мануфактуру, в.6

Карта «Реформация в
Европе»

Чит §19, вопрос
3(сравнить лютеранство
и кальвинизм)

Принятие
христианства
Русью

Презентация «Эпоха
Просвещения»

Чит §20, вопрос 4
(таблица «Полит
движения»)

Культура
Руси IX – XI
вв

Иллюстрации,
слайды

Чит §21, вопрос 1
(аргументировать свою
точку зрения)

Культура
Руси IX – XI
вв

Иллюстрации

Чит §22, вопрос 4
(таблица) индивид.5

Карта «Европа в

Чит §23-24, вопросы 5, 7

Чит §18, вопрос 3
(сравнить пром.
переворот и
индустриализ)

Первые
киевские
князья
Принятие
христианства
Русью
Русское
общество IX
– XI вв

XVII- XVIII вв.»
Презентация
«Становление
либеральной
демократии»

Чит §25, вопрос 4

Карты «Великие
географические

Чит §26, практическая
работа на стр. 321

Идеи
просветителе
й

открытия», «Европа в
1648 г.»

45

46

Европейское равновесиеXVIIXVIIIвв.
(Ви)Конфликты и противоречия
XIXв.

1

Легитимизм, реальная
политика

ТЕМА 13. Россия в эпоху Петра Великого (4 часа)
1 Немецкая слобода, Великое
Начало правления и реформ
посольство, стрелецкий бунт
ПетраI.
Сенат, коллегии, император.

Карта
«Национальные
противоречия и
национальные войны
в Европе в сер. XIX в»

Чит §28, вопрос 4 на
стр. 346

Иллюстрации

Чит §1,с.813,в.4,5
письм.
Чит §2,с.1422,в.5,6
письм.

Периодизаци
я Нового
времени

47

Внешняя политика Петра I.

1

рекрутский набор, регулярная
армия,

Карта «Северная
война»

Чит §3,с.2532,в.7
письм

Колонизация

48

«Культурная революция в
России в начале XVIIIв.

1

Ассамблеи, кунсткамера

Презентация
«Культурная
революция в России»

Чит §4,с.3240,в.2 на
стр.42 письм

Культура
Европы

Портреты
императоров

Чит §5,с.4454, в.3,7
письм

Первые
Романовы

Карта «Крестьянские
войны XVIII в.»

Чит §6,с.5663,в.8
письм

Реформы
Петра I

Чит §7,с.6573,в7
письм (эссе)
Чит §8,с.7583,
в.6+вопросы к докту
на с.85 письм

49
50

ТЕМА 14. Россия в середине и второй половине XVIII века (5 часов)
1 Верховный тайный совет,
Эпоха дворцовых переворотов.
Внутренняя политика
Екатерины II.

1

Р.к. Е.Пугачев на Северном Кавказе
51

Внешняя политика России в
XVIII веке.

кондиции, кабинет министров,
бироновщина,
просвещенный абсолютизм,
Уложенная комиссия,
жалованные грамоты,

1

Антифранцузские коалиции,
Новороссия

Карта «Внешняя
политика России в
XVIII в.»

Р.к. Строительство АзовоМоздокской оборонительной линии.

Северная
война

52

Царствование Павла I.

1

Заговор

Портреты

Чит §9,с.8589,в.5+в.3
к докту на стр.91

Царевна
Софья

53

Русская культура XVIII века.

1

«Золотой век» русской
культуры

Слайды

Чит §10,с.91102,в.5
письм

Реформы
Никона

54

ТЕМА 15. Россия в первой половине XIX века (8 часов)
1 Крепостная система, рыночные
Экономическое и социальное
отношения,
развитие России в XVIIIпервой половине XIX века.

Карта
«Экономическое
развитие России в
конце XVIII – XIX в.»
Иллюстрации и
портреты

Чит §11,с.107113,в.3,9
письм.

Этапы
закрепощени
я крестьян

Чит
§12,с.115122,в.2,10
письм.

Либерализм

Карта
«Отечественная
война 1812 г»

Чит
§13,с.122131,в.6+в.к
докту письм.

Наполеоновс
кие войны

55

Реформы Александра I.

1

56

Борьба с Наполеоном.

1

57

Внутренняя политика второй
половины царствования
Александра I. Восстание
декабристов.

1

конституция, реакция, военные
поселения

Презентация
«Восстание
декабристов»

Чит §14,с.133140,в.1
письм

Революционн
ое движение

Министерская реформа,
система народного
просвещения, «План
государственных
преобразований»,
континентальная блокада,
Великая армия, Отечественная
война, маневр, партизанское
движение,

Р.к. Декабристы на Кавказе.
58

Внутренняя политика Николая
I.

1

кодификация законов,

Иллюстрации и
портреты

Чит §15,с.143150,в.7
письм.

Консерватизм

59

Внешняя политика России во
второй четверти XIX века.
Р.к.Кавказская война.

1

восточный вопрос, мюридизм,

Карта «Внешняя
политика России в
первой половине XIX
в.»

Чит
§16,с.152160,в.1012
письм.

60

Общественное движение в
годы царствования
Николая I.
Русская культура первой
половине XIX века.

1

западники и славянофилы,
национальное самосознание.

Иллюстрации и
портреты

Чит §17,с.161168,в.5,6
письм.

Строительств
о АзовоМоздокской
оборонитель
ной линии
Либерализм,
консерватизм

Иллюстрации и
портреты

Чит §18,с.170182,в.1
письм.+в.6 на стр.183
письм

Культурная
революция

Презентация
«Крестьянская

Чит
§19,с.186191,в.6(без

Этапы
закрепощени

61

62

1

ТЕМА 16. Россия во второй половине XIX века (7 часов)
1 Выкупные операции, выкупные
Начало правления Александра
платежи, надел, отрезки,

временнообязанные,

реформа 1861 г.»

табл),7 письм.

я крестьян

1

рабочее законодательство,
земство, мировой суд, коронный
суд, апелляция, всеобщая
воинская повинность,

Иллюстрации и
портреты

Чит §20,с.193200,в.1,2
письм.

Реформизм

Социально-экономическое
развитие России после реформ.
Общество и власть во второй
половине 50-х-начале 80-х
годов.

1

Отработка, община, рабочий
вопрос

Иллюстрации и
портреты

Чит §21,с.201209,в.5,9
письм

Промышленн
ый переворот

1

Разночинная интеллигенция,
ишутинцы, нечаевщина,
народничество, «Хождение а
народ», индивидуальный
террор, цареубийство,
контрреформы, марксистское
движение, либеральное
народничество

Иллюстрации и
портреты

Чит §22, 211 – 216,
вопрос 5 Чит §23, с.217
– 223, вопрос 4

Восстание
декабристов

66

Правление Александра III.
Внешняя политика России во
второй половине XIX века.

1

Контрреформы,
промышленный подъем

Иллюстрации и
портреты. Карта
«Внешняя политика
России во второй
половине XIX в.»

Чит §24-25, с. 227 – 242, Правление
вопрос 4(24) и 2(25)
Павла I

67

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVIII - XIX
ВВ»

1

II. Крестьянская реформа
1861г.
Реформы 60-70 гг.XIX века.

63

64
65

68
69
70

Русская культура второй
половины XIX века.
(Ви)Основные итоги мировой
истории к концу XIX века.
*ВИ – Всеобщая история

1

классические гимназии и
реальные.

Иллюстрации и
портреты

Домашнее
тестирование

Крымская
война

Чит §26

Культурная
революция

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 11 КЛАСС

№ Дата

Тема урока

Колво

Основные понятия и
термины

Наглядные
пособия и ТСО

Домашнее
задание

Повторение

1.

2.

Вводный
урок.
Становление
индустриального общества

час.
1

Чит стр.6-9 (ВИ),
таблица «Социальные
движения в нач. ХХ
в.»

Индустриальное общество,

Т е м а 1. Россия и мир в начале XX в. (11 ч)
Монополизм,
Ведущие государства мира в начале
1
XX в.
Общая
характеристика
колониальных и зависимых стран.
Международные
отношения
в
1900—1914 гг.
Социально-экономическое развитие
страны в конце XIX – нач.XX вв.
Р.к. Ставропольская губерния в
нач. ХХ в.
Внутренняя и внешняя политика
самодержавия.

передел мира, Карта
«Мир
страны первого эшелона, начале ХХ в.»
второго
эшелона,
метрополия,
колония,
военные блоки

в Чит стр. 9-16 (ВИ),
отв на вопр. «В чем
проявился кризис в
международных
отношениях?»
в Чит §1, с.7-16, вопросы Возникновени
на с.16, 2письм.
е
Древнерусског
о государства

1

многоукладная экономика, Карта «Россия
маргинализация населения, нач. ХХ в.»
аграрное
перенаселение,
общинная психология,

1

Империалистическая война

Чит §2, с.16-24, вопросы
на с.24, эссе (в.4)

Российское
общество:
национальные
движения,
революционное
подполье,
либеральная оппозиция.

1

Русификация
оппозиция

Чит §3, с.25-28, вопросы Основные
на с.25, 1письм.
направления

6.

Революция:
отступление.

подъём,

1

Манифест,
конституционная монархия,

7.

Становление
парламентаризма.

российского

1

8.

Третьиюньская
политическая
система.
Наведения порядка и реформы.
Р.к. Столыпинские реформы на
Ставрополье.
Культура России в конце XIX –
нач.ХХ в.

1

Государственная
дума,
многопартийная
полит
система
Политика лавирования,

3.

4.

5.

9.

10.

начало,

Презентация
«Русско-японская
война»
населения, Учебный
плакат
Революционные
партии

1

Политика
«кнута
и
пряника»,
«столыпинские
галстуки», отруб, хутор

1

«Серебряный
сменовеховство

век»,

деятельности
первых
русских
князей
Чит §4, с.29-37, вопросы КнязьяПрезентация
«Первая революция на с.37,3,4 письм.
реформат
в России»
Портреты
полит Чит §5, с.38-42, вопросы Расцвет
на с.42 №3 письм.
деятелей
Древнерусског
о государства
Портреты
полит Чит §6, с.43-46, вопросы
на с.46,4,5, письм.
деятелей
Чит §7, с.46-51, вопросы Феодальная
Презентация
на с.52,5 письм
«Столыпинские
раздробленреформы»
ность.
Чит §9, с.60-68, вопросы Культура
Слайды
на с.69, 1,4,5письменно Киевской
Руси

11.

Т е м а 2. Первая мировая война (1914—1918) (3 ч)
тотальная
Военные действия на основных
1
молниеносная
фронтах Первой мировой войны.

12.

Россия в Первой мировой войне.

1

13.

Война и социально-экономическое
развитие
государств.
Конец
Российской империи. Итоги Первой
мировой войны.

1

14.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО
ТЕМЕ
«РОССИЙСКАЯ
ИМПЕРИЯ И МИР С НАЧ.ХХ ВЕКА
ДО ОКОНЧАНИЯ I МИРОВОЙ
ВОЙНЫ» (1ч)

1

15.

война,
война
(блицкриг),
позиционная
война, подводная война,
оружие
массового
поражения,
военные
кабинеты
Четверной союз, политика
«гражданского
мира»,
продразверстка,

Карта
«Первая Чит
§1
(ВИ), Столетняя
мировая война»
составить таблицу, см. война
вопрос 1

Карта
«Первая Чит §8, с.52-60, вопросы Монгольское
на с.60,3,6, письм.
мировая война»
нашествие.
Иго
государственное
Карта
«Первая Чит §2, вопрос 3регулирование
экономики, мировая война»
тезисный
план
сепаратный мир, аннексия,
«Государство
и
контрибуция, Лига Наций,
экономика в годы
демилитаризация
войны»
Вопрос 1 на с.70письм

Т е м а 3. Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных
договоров. Великая российская революция 1917 г. Становление новой России (5ч)
Временное правительство, Портреты
полит Чит §10-11, с.71-87, Борьба
Россия в революционном вихре. По
1
пути демократии. От демократии к
диктатуре.

16.

Большевики берут власть.

1

17.

Образование
национальных
государств в Европе. Послевоенная
система международных договоров.

1

Советы
рабочих
и деятелей
солдатских
депутатов,
двоевластие
«Апрельские
тезисы», Карта
вооруженное восстание
«Октябрьская

революционный
и
реформистский
пути
Коминтерн,
мандатная
система,
ВерсальскоВашингтонская
система
международных отношений.

вопросы
3,4письм.

на

с

с.80, завоевателям

и с Запада

Чит
§12,
какие Русь и Орда
альтернативы были в
революция 1917 г. развитии
России,
Установление
почему
победили
советской власти»
леворадикальные
силы
Карта
Чит §3-4, (ВИ), вопрос
«Территориальные 6 на стр 58 (За и
изменения
в против точки зрения
Европе в 1918 – Л.Джорджа)
1923 гг.»

18.

19.

20.

Первые
месяцы
большевистского
правления.
Р.к. Советская власть на Ставрополье

Огненные версты Гражданской войны
Р.к.
Гражданская
война
на
Ставрополье
Почему победили красные?

1

Продразверстка,
Чит
§13,
с.92-104, Борьба
Карта
национализация
вопросы
на
с.104,5письм.
в Москвы
«Октябрьская
промышленности, «военный революция 1917 г. виде таблицы.
Тверью
коммунизм»
Установление

1

Террор
«белый»
и
«красный»,
иностранная
интервенция, РККА, военные
«спецы»

советской власти»
Чит §14, с.105-112,
Карта
вопросы на с.112,
«Гражданская
война
и 2,3письм.
интервенция»

теория мировой революции, межвоенный
«великая депрессия»
период»
корпоративное Портреты

(Эссе) на стр. 75

полит Чит §7-8, вопрос 8
(сопоставить
факторы) на стр.93
Чит §10, вопрос 2
(изменения
в
мировоззрении)на стр.
112

Общественно
–
политический
выбор ведущих стран.

1

Фашизм,
общество,

22.

Мировая культура
пер.пол ХХ века.

в

1

23.

Социально-экономическое развитие
Росси в 1920-е гг. НЭП.
Р.к. НЭП на Ставрополье.

1

Авангардизм,
Слайды
экзистенциализм,
сюрреализм,
психоанализ,
массовая
и
элитарная
культура,
нобелевские
премии
Продналог,
концессии, Учебный плакат
червонец

Общественно-политическая жизнь в
1920-е гг. Культура.

1

идеология, внутрипартийная Учебный плакат
борьба

Чит §17, с.133-142,

Образование СССР.

1

Унитарное государство

Карта
«Образование
СССР»
Форсированная
Карта «Народное
модернизация,
колхоз, хозяйство СССР в
ГУЛАГ,
стахановское 1926 – 1940 гг.»

Чит §18, с.143-148,

24.

25.

26.

Правление
Ивана
Калиты

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие ведущих мира и СССР в 20 - 30-е г. XX в. (9 ч)
Стабилизация капитализма, Карта «Европа в Чит §6 (ВИ), вопрос 5 Модернизаци
Социально
–
экономические
1
процессы
в
европейских
государствах и США в 1920 – 1930-е
гг.

21.

с

и

наука

Кардинальные
изменения
в
экономике
СССР.
«Великий
перелом».
Р.к. Создание промышленного

1

движение

деятелей

Чит §16, с.126-132,
вопросы на с.133, 2,4
письм

вопросы на с.143,3,5письм

вопросы на с.149,4,5письм

я в Европе

Английская
буржуазная
революция
Классицизм в
культуре

Дмитрий
Донской
и
Куликовская
битва
Культура
Руси
Московской
Правление
Ивана 3

Чит
§20,
с.155-164, Правление
вопросы на с.165, 2,7,8 Ивана 4
письменно

27.

28.

29.

комплекса на Ставрополье.
Общественно-политическая жизнь
советского государства в 1930-е гг.
Культура.
«Страна победившего социализма»:
экономика, соц. структура, полит.
система.

полит Чит

§21,
с.165-173, Опричнина
вопросы на с.173-174,
3письменно
«Народное Чит §22, с. 174- 179, Смутное

«большой террор»,
Тухачевского»

1

КомандноКарта
административная
хозяйство СССР в вопросы на с.179,4,5письм
экономическая
система, 1926 – 1940 гг.»
авторитарный
режим,
однопартийная система

деятелей

время

Тема 5. Международные отношения в 1920 – 1930-е гг. (4ч)
«Эра
пацифизма», Карта «Мир после Чит §11 (ВИ), вопрос 30-летняя
«Эра пацифизма» в 1920-е гг
1

30.

Внешняя
политика
России и Коминтерн

Советской

1

31.

Кризис Версальско-Вашингтонской
системы в 1930-е гг

1

32.

На главном внешнеполитическом
направлении: СССР и Германия в
30-е гг.

1

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ
СТРАН МИРА И СССР МЕЖДУ
ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ»

1

33.

«дело Портреты

1

разоружение,
репарации,
международный арбитраж,
русский вопрос
Идея мировой революции,
«Раппальский
договор»,
полоса признания,
Агрессоры,
«антикомментерновский
пакт»,
политика
умиротворения,
система
коллективной безопасности
Система
коллективной
безопасности,
пакт
о
ненападении,
секретные
протоколы

Первой
войны»

Портреты
деятелей

мировой 6 на стр.120

война

полит Чит

§19,
с.149-154, Интервенция
вопросы на с.154-155,
6письменно(эссе)

Карта «Европа в Чит §12 (ВИ), вопрос
межвоенный
6 и 7 на стр 127
период»
Карта «Европа в Чит §23, с.179-183, Правление
вопросы
на
с.183, первых
межвоенный
3,4письм
период»
Романовых

КАЛЕНДАРНО-ТЕТМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 12 КЛАСС

Тема 6. Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны (7 ч)

Вопрос
(ВИ)

10 на стр 127

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

Начало Второй мировой войны:
причины войны, планы участников.
Периодизация
Второй
мировой
войны. СССР накануне грозных
испытаний
Великая
Отечественная
война:
основные этапы. Битва за Москву и
провал
плана
«Барбаросса».
Наступление Японии на Тихом
океане и в Восточной Азии.
Боевые действия на фронтах Второй
мировой войны весной – летом 1942
года. Начало Сталинградской битвы.

1

Вермахт, «странная война»,
«новый порядок», блицкриг,
«Барбаросса»,
привинтивный удар

Карта
«Вторая Чит §13 (ВИ) и §24 Начало
мировая
война. с.184-191, вопросы на правление
военные действия с.192,3,5письм.
Петра 1
1939 – 1941 гг.»

1

ГКО, Ставка Верховного
Главнокомандования,
стратегическая
оборона,
советская гвардия, народное
ополчение

1

Коренной перелом,

Завершение коренного перелома в
ходе Великой Отечественной и
Второй
мировой
войны.
На
последнем этапе.
Борьба
за
линией
фронта.
Движение Сопротивления.

1

Стратегическая
инициатива

1

Оккупациия, план «Ост»,
партизанский
край,
операция «Рельсовая война»
и «Концерт», саботаж,
коллаборационизм
Эвакуация,
слаженное
военное хозяйство, морально
– политическое единство

Карта
«Великая
Отечественная
война.
военные
действия 1941 –
1942 гг.»
Карта
«Великая
Отечественная
война.
военные
действия 1941 –
1942 гг.»
Карта
«Вторая
мировая
война.
военные действия
1943 – 1945 гг.»
Портреты
командиров
партизанских
отрядов.

Советский тыл в годы войны.
Повседневная жизнь населения в
годы войны.
СССР и союзники. Итоги войны.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ МИРОВАЯ
ВОЙНА. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСВЕННОЙ ВОЙНЫ»(1ч)

1
1

Ленд-лиз, антигитлеровская
коалиция,
«большая
тройка»,
безоговорочная
капитуляция,
Декларация
Объединенных Наций

Чит

§25,

вопросы
с.204,2,4письм.

137 (ВИ)

с.192-199, Начало
на

Чит §25, стр. 199 – 201, Северная
с.204,2,4письм. и стр. 139 война
– 140 (ВИ)

Чит §25, стр.202 – 204, Реформы
с.204,2,4письм. и стр. 141 Петра 1
– 144 (ВИ)
Чит §26, с.205-210,
вопросы на с.
210,2,3письм. и стр. 147

Чит §27, с.211-218,

1

Тема 7. Международные отношения во второй половине ХХ века (3ч)

Реформы
Петра 1

(ВИ)
вопросы на с.218,2письм.
и стр. 145 - 146(ВИ)

Карта
«Вторая
мировая
война.
Военные действия
1943 – 1945 гг.»

правление

и стр. Петра 1

Чит §28, с.218-224,
вопросы на
с.224,4,5письм. и чит §15
(ВИ), документ на стр.
149 (ВИ) «Результаты
бомбардировки
Хиросимы»

Домашнее
тестирование

Дворцовые
перевороты
Преобразован
ия в эпоху
дворцовых
переворотов

42.

43.
44.

45.

Мирное
урегулирование
после
Второй мировой войны и начало
«холодной
войны».
Внешняя
политика СССР в новых условиях.

1

Основные этапы «холодной войны».
СССР и внешний мир.

2

47.
48.

49.

50.

рентабельность,
остаточный
финансирования

Власть и общество.

1

Преобразования в экономике

1

Совет
Министров,
космополитизм,
«дело
врачей»

1

с.231,1,2 письм

Преобразован
ия в эпоху
дворцовых
переворотов

Чит §17 (ВИ) и §34, Внешняя
с.268-274, вопросы на политика
с.274, 4письм.
России

–

с.237-248, Правление

§31,

вопросы на с.248,6 письм

Тема 10. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (5ч)
ротация, агропромышленная Карта
«Народное
Нарастание кризисных явлений в
1

Общественно-политическая жизнь.
Культура.

с.224-231, вопросы на

Чит

«оттепель», партократия,
управляемая
десталинизация, формализм,
«шестидесятники»
«административная
Карта «Народное
лихорадка»,
совнархозы, хозяйство 1946 –
целина,
1965 гг.»

интеграция,
«нефтедоллары»,
территориально
производственные
комплексы,
экономика

Чит §16 (ВИ) и §29,

Карта «Народное Чит §30, с.232-236, Правление
хозяйство 1946 – вопросы на с.236,3,4 Павла 1
принцип 1965 гг.»
письм

Тема 9. СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советской системы (3ч)
культ
личности,
Изменения в политике и культуре
2

экономике и социальной сфере в
1965 – 1985гг

51.

Карта
«Территориальные
изменения
после
Второй
мировой
войны»
Страны
«народной Презентация
демократии»,
страны «Основные этапы
«третьего мира»
Холодной войны»

Тема 8. Последние годы сталинского правления (2ч)
номенклатура,
Восстановление
и
развитие
1
народного хозяйства.

46.

Доктрина
«сдерживания
коммунизма»,
план
«Дропшот»,
«железный
занавес», ОВД, НАТО

хозяйство 1966 –
1990 гг.»

Чит

Чит

на

§33,

вопросы
3,5письм.

Чит

с.249-260, Отечественна

§32,

вопросы
1,7письм.

на

§35,

с.260,

я война 1812г

с.260-267, Правление
с.267-268,

Николая 1

с.275-283, Общественно

вопросы на с.283,1,4письм

е движение
Правление
Александра 2
Великие
реформы

Чит §36, с.284-292,

Контрреформ
ы Александра
3

теневая

«эпоха
застоя»,
неосталинизм, коррупция

Павла 1

вопросы на с.292,5 письм.

52.

Перестройка и её итоги.

1

53.

Распад СССР.

1

54.

55.

Внешняя
политика
СССР.
Завершение «холодной войны».

1

Тема 11. Россия на рубеже ХХ – XXI вв. (5ч)
«шоковая
Начало кардинальных перемен в
1
стране.

Российское общество в первые годы
реформ.
Ситуация в стране в конце ХХ – нач.
XXI вв.

1

58.

Россия сегодня.

1

59

Внешняя
России.

современной

1

60.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ПО
ТЕМЕ
«ПОСЛЕВОЕННОЕ
РАЗВИТИЕ
СССР.
КОНЕЦ
СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ» (1ч)

1

56.
57.

61.

«механизм
торможения»,
гласность,
разгосударствление
собственности,
бюджетный дефицит,
Референдум, путч, ГКЧП,
Беловежское
соглашение,
СНГ
Военно–стратегический
паритет, политика нового
мышления

политика

1

терапия»,
либерализация
цен,
приватизация,
инфляция,
президентская республика,
парламентаризм,
сепаратизм
«утечка
мозгов»,
гражданское общество
кризис,
антитеррористическая
операция

Карта «Народное Чит §37, с.293-306, Реформы
хозяйство 1966 – вопросы на с.306, 4 письм Столыпина
1990 гг.»
Карта
России»

«Народы Чит §38, с.307-310,
вопросы на с.311, 2 письм.

«Политическая
карта мира (2008)»

Чит §39, с.311-320,,
вопросы на с.320, 1,4письм.

Карта
России»

«Народы Чит §40, с.322-332,

Карта
России»
Карта
России»

«Народы Чит

вопросы на с.332,1,5письм.

§41,

Первая
революция в
России
Гражданская
война

Первая
мировая
война

с.333-341, Февральская

революция
«Народы Чит §42, с.342-347, Кризисы
вопрос 3 на с.347
Временного
правительства
округа, «Политическая
Чит
§43,
с.348-356, Большевики
власти, карта мира (2008)» вопросы 2,3 на с.357
приходят
к
палата,
власти

Федеральные
вертикаль
Общественная
инновации,
«народный
фронт»
«Большая
восьмерка», «Политическая
сбалансированность
карта мира (2008)»
внешней политики

вопросы на с.341,3нас.347

Чит
§44,
с.357-368, Военный
вопросы
на
с.369, коммунизм
2письм.

Домашнее
тестирование

Тема 12. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х до конца 1990-х гг. (3ч)
глобализация, интеграция, «Политическая
Чит §18 (ВИ), вопрос Великая
Основные этапы и тенденции
1

общественно-политического
экономического развития.
62.
63.

64.

65.

и

Особенности политического и соц.
экономического
положения
развитых государств мира.

2

маккартизм, рейганомика,
тэтчеризм, антиглобализм,
информационное общество
«Справедливый
курс»,
«охота
на
ведьм»,
реконверсия,
голлизм,
«экономическое
чудо»,
международный терроризм

карта
(2008)»

Европы 5 на стр. 198

депрессия

«Политическая
Чит §19 – 20 (ВИ), Реформы
карта
Европы вопрос 2 на стр. 223
Т.Рузвельта
(2008)»

Тема 13. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг. (2ч)
тоталитарная диктатура, «Политическая
Установление
и
эволюция
1
коммунистических
режимов
в
государствах Восточной Европы в
конце 1940-х гг. – пер. пол. 1980-х.
Кризис
и
крушение
коммунистических
режимов.
Становление
демократических
общественно – политических систем
в регионе.

Чит §21 (ВИ), вопрос Приход
к
Европы 5 на стр. 234
власти
фашистов в
Германии
«бархатные
революции», «Политическая
Чит §22 (ВИ), вопрос Политика
приватизация, реституция
карта
Европы 4 на стр. 245
умиротворени
(2008)»
я агрессоров
берлинская стена, социализм карта
«с человеческим лицом»
(2008)»

1

Тема 14. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. (2ч)
деколонизация,
апартеид, «Политическая
Чит §23 – 24 (ВИ), Система
Национально – освободительные
2
66.
67.

68

69
70.

неоколониализм,
суверенитет,
шариат

движения
и
деколонизация.
Эволюция
общественно
–
политических
систем
и
экономических моделей отдельных
государств
и
регионов
Азии,
Африки и Латинской Америки в
1950 – 1990-е гг.

маоизм,

Тема 15. Наука и культура во второй половине ХХ в. (1ч)
Компьютерная революция,
НТР.
Гуманитарные
аспекты
1
общественно
–
политического
развития. Искусство и спорт.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ «МИР В
ХХ ВЕКЕ» (2ч)

мегаполис,
реальность

2

виртуальная

карта мира (2008)»

вопрос 9 на стр. 267

коллективной
безопасности

Чит
§25
(ВИ), Тоталитарный
вопросы 4,11 на стр режим
280


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».