Пояснительная записка к авторской адаптационной педагогической разработке «Русский в вопросах и ответах». Программа факультативного курса. - - - Факультативный курс рассчитан минимум на 72 часов и предназначен для учащихся вечерних классов. В условиях вечерней школы в соответствии с учебным планом факультативы внесены в основное расписание занятий и являются обязательными. Однако большая часть времени учащихся-вечерников отводится на самостоятельную подготовку по предметам. Учащиеся вечерних классов по разным причинам не всегда и не на всех уроках могут присутствовать. Многие из них имеют большие пробелы в знаниях, так как иногда приходят в 10, 11 и даже в 12 класс после нескольких лет перерыва. Данный факультатив позволяет им восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся, включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях). Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 511 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает, в том числе, и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно (кроме тем № 5-6), она систематически проводится в процессе работы с текстом. Данная программа факультатива по русскому языку для 11 классовсоставлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивнометодическими документами: Закон РФ «Об образовании»: ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» (п. 3.2; п. 4.1; п. 4.2; п.З); ст. 9 «Образовательные программы» (п.1.1; п.2; п.З; п.6; п.6.2; п.7; п.8); ст. 17 «Реализация образовательных программ» (п.З; п.4; п.5); ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.2.5; п.2,6; п.2.7; п.2.16; п.23; п. 24). Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413. Региональный стандарт требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утвержден приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000 г. №665). Положение об авторских педагогических разработках (утверждено приказом ГлавУО и ПО от 25.06.2004 г. №1163). Цели курса: восполнить пробелы в знаниях обучающихся, выработать умение самостоятельно опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; воспитать гражданина и патриота посредством осознания национального своеобразия русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Задачи: повторить с обучающимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания; заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком; совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся. Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы. Основные методы и приёмы работы: - лекция; - беседа; - объяснение учителя; - создание проблемной ситуации; - анализ текстов различных стилей и типов; - анализ готовых образцов сочинений; - работа с тестами ЕГЭ; - различные виды грамматического разбора; - работа с таблицами, схемами, алгоритмами; - создание таблиц, схем, алгоритмов; - обсуждение, диалог; - написание и редактирование сочинений-рассуждений; - самостоятельная работа с учебной, справочной литературой; - самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер. По окончании курса учащиеся должны знать: - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка. По окончании курса учащиеся должны уметь: - выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%; - выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %; - анализировать содержание текста, выделять его проблематику; - определять тип и стиль речи предложенного текста; - создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения (формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргуметированно выражать свою) Содержание программы: Введение. (1 ч.)Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки. Фонетика и орфоэпия.(3 ч.)Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики. Лексика и фразеология.(8 ч.)Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Морфемика и словообразование.(6 ч.)Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования. Грамматика. Морфология.(6 ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы. (4 ч.) Грамматика. Синтаксис.(10 ч.) Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики. Орфография.(5 ч.) Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ. Пунктуация. (6 ч.) Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ. Речеведение. (10 ч.) Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов - рассуждений. Выразительные средства языка. (8 ч.) Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм. Написание сочинения. (10 ч.) Комментирование проблемы текста, выявление авторской позиции. Аргументация собственной позиции, виды аргументов. Работа с текстом. Проба пера Методическое обеспечение программы Учебник:Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 1011 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Дополнительная литература: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 год. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г. Львов, В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых текстовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 287, (Серия «ЕГЭ.Типовые тестовые задания») И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г. С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010