Программа спецкурса «Психология личности» для учащихся 10-11 классов.

1

2

Программа спецкурса
«Психология личности»
для учащихся 10-11 классов
Спецкурс «Психология личности» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан
на 36 часов, 2 года обучения, 0,5 часа в неделю.
В настоящее время психология занимает заметное место в общей культуре страны.
Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни:
Политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области
образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. С точки зрения
И.В. Дубровиной школьное психологическое образование должно предусматривать не
только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической
культуры, которой сегодня так не достаёт нашему обществу. Изучение психологии может
помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире,
почувствовать богатство душевной жизни человека.
Данная программа «Психология личности» представляет собой систему занятий с
учащимися 10-11 классов, направленных на овладение учащимися основами
психологической культуры, предлагаемая разработка нацелена на развитие социальной
компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к
саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.
Приобретая психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать
свои способности, лучше разбираться в других людях, и эффективнее строить отношения
с ними. Спецкурс «Психология личности» способствует профилактике, социальной
дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах,
ответственных за адаптивное поведение. Темы, рассматриваемые в рамках данного
спецкурса, сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания
дополняются элементами психологического тренинга, ролевыми играми, анализом
ситуации, получением обратной связи.
Цель спецкурса:
формирования представлений о психологии как науке и о
возможностях собственной личности в конструктивном освоении жизни.
Задачи спецкурса состоят в следующем:
1. Познакомить учащихся с основами психологии; приблизить к пониманию
феномена человека, уникальности его внутреннего мира.
2. Развитие у старшеклассников способности конструктивно строить свои
взаимоотношения с окружающими, при этом анализируя мотивы, интересы и
поступки других людей.
3. Развитие уверенности в себе, в своих способностях и возможностях быть
эффективными в избранных сферах деятельности.
4. Осознание необходимости и способности быть субъектом общественной жизни и
деятельности.
Способствование раскрытию и развитию индивидуальных способностей учащихся,
овладению навыков самоанализа и обучение приёмов саморегуляции.

3

В результате изучения спецкурса, учащиеся должны знать:








Что изучает психология;
Познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, воля);
Важнейшие психологические характеристики личности (темперамент, характер, и
т.д.);
Средства общения; вербальные и невербальные;
Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения;
Секреты «Психологии влияния»

Учащиеся должны уметь:





Конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
Уметь анализировать мотивы, интересы и поступки других людей;
Отстаивать свои позиции конструктивными способами;
Владеть некоторыми приёмами саморегуляции, навыками преодоления негативных
эмоциональных состояний.

Программа спецкурса предусматривает следующие формы организации учебного
процесса.
o
o
o
o
o
o
o

лекция, конспект учебного материала;
эвристическая беседа, диалог;
сообщение, реферат по изучаемым вопросам;
выполнение психодиагностических тестов, самоанализ;
презентации учебно-исследовательских проектов;
контрольные и самостоятельные работы;
ролевые и деловые игры, групповая дискуссии.

Особенностью спецкурса является его практическая направленность, на уроках
постоянно привлекается материал из непосредственного опыта учащихся. Поэтому
содержание курса может варьироваться, в зависимости от конкретной ситуации можно
изменять темы рефератов, практических работ. Преподавание психологии предполагает
сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем
самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и
личностной рефлексии. Учащиеся на уроке познают не только психологию человека
вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и
условия развития личности.
Технологии, методики:
 Проблемное обучение;
 Информационно-комуникационные технологии;
 Здоровье сберегающие технологии;
 Коллективный способ обучения (работа в парах, в группах).

4

Объём и сроки изучения спецкурса. Программа «Психология личности» общим
объёмом 36 часов рассчитан на изучение в течении двух лет в 10-11 классах по 0,5 часа в
неделю. Курс может завершаться аттестацией проходящим в форме собеседования,
тестирования, защиты реферата.

Учебный план спецкурса «Психология личности»
10-11 кл. 0,5 часа в неделю (36 часов)

Название темы
10 класс (18 часов)
Часть 1 Психология как наука о человеке
1
Определение понятия «психология», «психика»
2
Отрасли психологии, методы научного познания
Часть 2 Закономерности и приёмы развития познавательных процессов
3
Как человек познаёт окружающий мир
4
Внимание
5
Память
6
Мышление
7
Обобщающее занятие по теме «Как человек познаёт окружающий
мир»
Часть 3 Психологические особенности личности
8
Личность. Понятие личности
9
Эмоции и чувства
10
Понятие о темпераменте
11
Характер. Черты характера
12
Воля
13
Обобщающее занятие «Я-личность?»
Часть 4 Основы социальной психологии
14
Процесс социализации. Виды групп
15
Конструктивное взаимодействие с различными людьми
16
Лидер. Авторитет лидера
17
Распределение ролей в коллективе
18
Обобщающее занятие. Ролевая игра «Предвыборная компания»
11 класс (18 часов)
Часть 5 Психология общения
1
Общение. Функции общения
2
Виды влияния. Манипулирование
3
Виды слушания. Умение слушать
4
Невербальное общение
5
Деловое общение
6
Публичное выступление
7
Конструктивная критика
8
Общение по телефону
9
Обобщающее занятие. Ролевая игра «Приём на работу»
Часть 6 Психологические защиты
10
Конфликт. Причины конфликта
11
Стили поведения в конфликте
12
Конструктивное разрешение конфликта

Кол-во
часов
2
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

5

13
Обобщающее занятие «психологические защиты»
Часть 7 Технологии успеха
14
Успех и целеполагание
15
Что мешает достижению успеха?
16
Стратегии успеха. Гибкость и устойчивость
17
Итоговое занятие. Эффективность спецкурса «Психология личности»
Итого

1
4
1
1
1
1
36

Содержание программы спецкурса «Психология личности»
Введение Психология как наука. Предмет психологии как области научного знания,
методы психологии. Общие и специальные методы. Интервью, метод теста, сущность
психологического теста, интерпретация рисуночных тестов, живописи.
Закономерности и приёмы развития познавательных процессов
Определение, виды, свойства, развитие внимания. Определение, законы памяти,
мнемотехника, упражнения для диагностики и развития памяти. Виды, операции, пути
развития, и активизации мышления, диагностика мышления. Психические явления, в
совей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие
информации, её переработку, хранение и использование.
Психологические особенности личности
Понятия личности, понятия об эмоциях, чувствах и воле. Методы саморегуляции.
Позитивное мышление. Понятие о темпераменте, характере, черты характера,
самодиагностика: определение типа темперамента, черт характера.
Основы социальной психологии
Понятие «Социальная психология», «процесс социализации», формирование
представлений о социальных ролях и социальных нормах, видах социальных групп.
Понятие «лидерство». Тест на определение качеств лидера: «Хозяин своей судьбы». Типы
лидеров, осознание школьниками своих способностей к лидерству. Практическое
упражнение: «Узел».
Психологические защиты
Распространённые способы психологических защит, их функции и роли в поведении
человека. Анализ и распознавание такой защитной стратегии как проекция. Практическая
часть: Упражнение «Проективный тест».
Психология успеха
Понятие «Успех», правила постановки целей. Практическая часть: упражнение «мои
цели», тест «потребность достижения успеха». Что помогает достижению успеха.
(Практикум). Что мешает достижению успеха? Организованность и достижение успеха.
Планирование достижений.

6

7

Учебно-тематическое планирование спецкурса «Психологи личности»
10-11 класс (36 часов)
Тема

Часть 1 Психология как наука
1
Психология как наука о человеке

2

Кол- Основные
Требования
во
понятия
уровню
часов
подготовки
10 класс (18 часов)
2
1

Отрасли психологии, задачи, методы 1
научного познания

Часть 2 Закономерности и приёмы 6
развития познавательных процессов
3
Как человек познаёт окружающий 1
мир

4

Внимание

1

к Тип урока

Сравнительный
анализ и основные
отличия житейской и
научной психологии.

Знать
понятия и Вводная лекция
термины:
психология, Отрасли
психологии, методы
психологии.
Отрасли психологии, Характеризовать
Тематическая
краткие сведения из методы психологии, лекция
истории психологии. перечислять отрасли.
Психика
человека,
сознание,
мозг
(строение, функции),
нервная
система
(центральная,
периферическая,
вегетативная),
высшие психические
функции.
Общая
характеристика
внимания: его виды,
свойства,
развитие
внимания,

Знать:
Тематическая
функционирование
лекция
психики
человека,
особенности правого
и левого полушария
и их специализацию.
Характеризовать
высшие психические
функции.
Знать:
основные Комбинированный
понятии и термины.
Уметь
выполнять
упражнения
для
тренировки внимания

Дата
проведения

8

5

Память

1

6

Мышление

1

практическая часть:
демонстрация свойств
и эффектов внимания.
Методы диагностики
и тренировки памяти.
Общая
характеристика
памяти
человека.
Виды
памяти.
Основные методы и
закономерности
запоминания,
причины забывания.
Методы диагностики
и тренировки памяти.
Практическая часть:
демонстрация
эффектов
запоминания разными
методами заучивания.
Метод
последовательного
Бартлетта.
Общая
характеристика
мышления.
Виды
мышления. Факторы
влияющие
на
решение
задач.
Практическая часть:
методы и приёмы
развития мышления,
упражнения

Знать:
основные Комбинированный
понятия и термины.
Уметь:
Применять
методы тренировки
памяти.

Знать:
основные Комбинированный
понятия и термины,
освоить
приёмы
развития логического
мышлении.

9

7

Обобщающее занятие: «Как человек 1
познаёт окружающий мир»

Часть 3 Психологические особенности 6
личности
8
Человек как личность
1

9

Эмоции и чувства

1

«Логичность»,
«Сложные аналогии»,
решение задач.
Методы диагностики
и тренировки памяти,
внимания, мышления.
Практическая часть:
Упражнения
на
логичность, сложные
аналогии,
решение
задач.
Упражнения
для
тренировки
внимания
Понятия
личности,
индивида,
индивидуальности.
Социальные условии
развития
личности.
Структура личности.
Практическая часть:
фрагмент,
занятие
группы,
развитие
личности.
Роль эмоций в жизни
человека.
Виды.
Функции
эмоций.
Эмоции и личность.
Диагностика эмоций
человека.
Практическая часть:
фрагмент
занятий

Знать:
основные Практический
понятия,
термины
темы.
Упражнения
для
тренировки
внимания,
памяти,
мышления.

Знать:
основные Комбинированный
понятия и термины.

Знать:
основные Комбинированный
понятии и термины.
Уметь: распознавать
эмоциональное
состояние
других
людей
по
невербальным
признакам,

10

10

Понятие о темпераменте

1

11

Характер

1

12

Воля

1

телесной
терапии
«Эмоциональная
регуляция и снятие
напряжения».
Типы темперамента.
Особенности
проявления
темперамента.
Практическая часть:
определение
темперамента
Основные свойства
характера,
типы
характера. Характер и
привычки. Развитие
характера.
Самовоспитание.
Практическая часть:
Элементы тренинга,
уверенности в себе
«Уверенность
как
свойство характера».
Волевая
регуляция
личности. Функции
воли.
Волевые
качества личности и
их
развитие.
Практическая часть:
Психогимнастические
упражнения,
направленные
на
развитие способности
волевой

проявляющиеся
поведении.

в

Знать:
основные Комбинированный
понятия и термины.

Знать:
основные Комбинированный
понятия и термины.
Уметь
проводить
самоанализ.

Освоить
Комбинированный
психогимнастические
упражнения,
направленные
на
развитие
способности волевой
саморегуляции.

11

13

Обобщающее занятие «Я-личность?»

1

Часть 4 Основы социальной психологии 5
14
Функции
общения.
Процесс 1
социализации

15

Конструктивное взаимодействие с 1
различными людьми

саморегуляции
и
работоспособности.
Структура личности.
Практическая часть:
проведение
диагностики, 1 тест
уверенности в себе
(Е.Е.Ромек), 2 тест на
определение
самооценки
(самооценка
по
Будасси),
3
тест
оценки
коммуникативных
умений.
Понятие социальной
общности, общество
и социум, социально
организованные
общности, толпа.
Способы
конструктивного
поведения,
разрешения
конфликтов,
преимущества
сообщений в форме
«Я-высказывания»,
правила построения
«Я-высказываний».
Практическая часть:
упражнения, «Список

Уметь:
проводить Практический
самодиагностику,
интерпретировать
тесты

Знать
термины: Комбинированный
Общество, социум,
«формалы
и
неформалы», толпа,
конформизм.
Знать: виды групп, Комбинированный
коллективов,
распределение ролей
в коллективе.

12

16

Распределение ролей в коллективе.

1

17

Авторитет лидера. Лидерство

1

18

Обобщающее занятие по теме 1
основы социальной психологии

эмоций»,
«Как
сказать», «мне не
нравится».
Формирование
представлений
о
распределении ролей
в
коллективе
о
возможности
изменения
статуса
членов коллектива.
Практическая часть:
упражнение «Встреча
на узком мостике»
Типы
лидеров,
психологические
качества лидера. Кто
может стать лидером.
Руководитель
и
лидер.
Типы
управления.
Практическая часть:
Ролевая
игра
«Предвыборная
компания».
Процесс
социализации,
конструктивное
взаимодействие,
распределение ролей
в
коллективе,
лидерство.
Практическая часть:
Ролевые
игры,

Знать: роль процесса Комбинированный
социализации
в
развитии личности.
Виды
групп,
коллектив.
Распределение ролей
в коллективе.

Знать: понятия, типы Комбинированный
лидеров,
стили
управления,
руководитель.

Знать
понятия: Практический
социальной
общности, социума,
виды
групп,
коллективов,
распределение ролей
в коллективе, типы
лидеров,
конформизм,

13

упражнения
данной теме.

по групповые формы.

11 часов (18 часов)
Часть 5 Психология общения
1
Общение

9
1

2

Виды влияния

1

3

Виды слушания

1

Структура, функции и
средства
общения.
Виды
общения,
компоненты общения,
коммуникативный,
перцептивный,
интерактивный.
Практическая часть:
тест «Приятный ли
вы собеседник?»
Виды и цели влияния.
Манипулирование,
как один из видов
конструктивной
коммуникации,
анализ
его
проявлений
в
поведении. Развитие
навыков,
распознавание,
приёмы
манипулирования.
Практическая часть:
тест «Манипулятор»
Виды
слушания.
Техника
активного
слушания. Развитие
умения
молчать,
слушать, ставить себя

Знать:
основные Тематическая
понятия и термины, лекция
общение,
функции
общения,
формы
общения.

Знать: Виды влияния, Комбинированный
манипулирование,
способы
противостояния
манипулятору .

Знать:
Виды Комбинированный
слушания
и
их
особенности, технику
активного слушания,
анализ
их

14

4

Невербальное общение

1

5

Деловое общение

1

на место другого
человека.
Практическая часть:
упражнение
«Шеренга»,
тест
«Умете
ли
вы
слушать?»
Понятие
невербальное
общение
,
преимущества
понимания «языка»
невербального
общения.
Межличностное
пространство,
формирование
представлений
о
дистанциях общения.
Практическая часть:
тест «Понимаете ли
вы язык мимики и
жестов?»
Понятие
«деловое
общение,
деловая
беседа», изучение фаз
видения
деловой
беседы, выявление их
особенностей.
Представление
о
способах
формирования
первого впечатления,

особенностей.

Знать:
Комбинированный
Межличностное
пространство.
Мимика,
жесты,
позы, интерпретацию
невербальных
сигналов в общении.

Знать
Понятие: Комбинированный
деловое
общение,
деловая беседа, фазы
ведении
деловой
беседы.

15

6

Публичное выступление

1

7

Конструктивная критика

1

8

Общение по телефону

1

расположения к себе.
Практическая часть:
упражнение
«комплименты»,
«общение в разных
положения».
Задачи и функции
публичного
выступления, этапы,
построение
речи
Практическая часть:
упражнение «Доклад
кандидата
в
президенты класса».
Понятие
«Конструктивная
критика»,
правила
критики.
Практическая часть:
ролевая
игра
«Онегин-ПечоринЧичиковРаскольников
в
зеркале
конструктивной
критики»
Особенности
телефонного
разговору,
его
недостатки
и
преимущества.
Правила
ведения
разговору
по

Знать:
Этапы, Комбинированный
которые включают в
себя
публичное
выступление.
Построение речи

Знать
понятие: Комбинированный
конструктивная
критика,
правила
критики

Знать: особенности Комбинированный
телефонного
разговора.

16

9

10

11

Обобщающее занятие
«Психология общения»

по

теме 1

Часть 6 Психологические защиты
Конфликт

Конструктивное
конфликтов

телефону.
Практическая часть:
Ролевая
игра
«Разговор
по
телефону»
Применение
Знать: понятия и Практический
полученных знаний термины
темы
на
практике. Психология общения
Практическая часть:
Ролевая игра «приём
на работу»
5

1

разрешение 1

Причины
конфликтов.
Стиль
поведения
в
конфликте. Понятие
«Межличностный
конфликт», причины
их
возникновения,
последствия
конфликта.
Практическая часть:
упражнение «Встреча
на узком мости»
Способы
конструктивного
разрешения
конфликтов,
преимущества
сообщений в форме
«Я-высказывание».
Практическая часть:
Упражнение «Список

Знать
понятия: Комбинированный
конфликт,
типы
конфликтов,
стили
поведения
в
конфликтной
ситуации.

Знать:
Способы Комбинированный
конструктивного
разрешения
конфликтов

17

12

Психологические защиты

1

13

Стресс

1

14

Саморегуляция.

1

эмоций»,
«как
сказать», «мне не
нравится».
Способы
психологических
защит, их функций и
роли в поведении
человека. Анализ и
распознавание такой
защитной стратегии
как
проекция.
Практическая часть:
упражнение
«Проективный тест».
Фазы
развития
стресса.
Способы
реагирования
на
стресс,
влияние
стресса на организм
человека.
Практическая часть:
упражнение
«Мозговой штурм»
Понятие
«Психическая
саморегуляция»,
приёмы
саморегулции,
методы.
саморегуляции
эмоциональных
состояний.
Практическая часть:

Знать
способы Комбинированный
психологических
защит,
стратегии
психологических
защит.

Знать:
понятие Комбинированный
«стресс»,
фазы
стресса,
стратегии
поведения
в
стрессовых
ситуациях

Знать: понятия
термины темы,
методы
саморегуляции
эмоциональных
состояний.

и Комбинированный
и

18

упражнение
«Самовнушение»,
«Прогулка по берегу
моря»
Часть 7 Технологии успеха
15
Успех и целеполагание

4
1

16

Что мешает достижению успеха

1

17

Стратегии успеха.
устойчивость

Гибкость

и 1

Понятие
«Успех»,
правила постановки
целей.
Практическая часть:
упражнение
«Мои
цели»,
тест
«Потребность
в
достижении успеха»
Организованность и
достижение успеха,
барьеры на пути к
достижению успеха.
Практическая часть:
упражнение
«мои
барьеры
в
достижении успеха»,
«каким нужно быть»,
«распределение
времени».
Тест
«Организованный ли
вы человек?»
Восточные
и
западные стратегии
достижения успеха,
их особенности и
отличия.
Практическая часть:
Упражнения

Знать: Понятие темы, Комбинированный
и
правила
постановки целей

Знать: Барьеры на Комбинированный
пути к достижению
успехов,
и
их
преодоление

Знать: Восточные и Комбинированный
западные стратегии,
их особенности и
отличия

19

18

Итоговое занятие:
эффективность 1
спецкурса «Психология личности»

Итого

«Гибкость,
устойчивость». Тест
уверенности в себе
(Е.Е.Ромек).
Вторичная
диагностика,
диагностический
комплекс.
Тест
уверенности в себе,
тест на определение
самооценки,
тест
оценки
коммуникативных
умений

Знать: все термины, Практический
понятия спецкурса.
Уметь:
применять
знания
в
практической жизни.

36

Формы контроля и методы оценки знаний обучающихся
Каждую тему спецкурса завершают практические упражнения, включающие изученные теоретический материал, но позволяющий оценить
умения, применять знания на практических упражнениях и заданиях. Контроль изучения спецкурса предполагает выполнение учащимися
двух тестовых работ. Правильные ответы сообщаются обучающимся, и на основании этого они имеют возможность оценить себя сами,
кроме того, обучающиеся выполнят ряд творческих работ, результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль
ориентирован на само-и взаимоконтроль.

20

Литература, необходимая для овладения спецкурса:
Обязательная:
1. Климов Е.А.Психология: учебник для школы – ЮНИТИ, 2012
2. Психология самопознания:
Учебное пособие для старшеклассников –
Благовещенск: Издательство Амурск.гос. ун-та, 2007
3. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов / Р.С.Немов М.:
Проспект, 2005
Дополнительная:
1. Тертель А.Л.Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель
М.:Издательство «Атлант», 2004
2. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.Ф Андреев – Ростов н/Д:
Феникс, 2004
3. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен – Минск, 2004
4. Гамезо М.В. Атлас по психологии : Информационно-методическое пособие по
курсу «Психология человека»
/
М.В. Гамезо, И.А. Домащенко – М.:
Педагогическое общество России, 2001
5. Горянина В.Ф. Психология общения. – М., 2002
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».