«История и культура Иркутской области». Программа курса для 10,11 классов.

Содержание программы.
Тема 1. Введение (1 час)
Тема 2. Древнейший период в истории Земли Иркутской (2ч.)
Археологические стоянки на территории области: Иркутск, Балаганск, Верхоленск
,Мальта ,Буреть. Климат ,растительный и животный мир жилища и основные занятия
людей древнекаменного века, произведения искусства. Стоянки человека эпохи мезолита
на территории области: Усть-Белая, Сосновый бор ,Шишкино, Каменка, Лисиха
(Иркутск), Суховская, Бадай, Игирма и другие. Орудия трудовой деятельности,
захоронения, занятия.
Неолитические стоянки. Усовершенствование орудий труда, занятия. Археологические
раскопки Глазково (Иркутск), Ангары, Лены. Появление меди и бронзы. Орудия труда,
предметы, украшения. Занятие людей. Смена рода. Шаманство.
Тема 3.История Земли Иркутской в период средневековья (2ч.)
Коренные народы. Курыкане –народы тюркского происхождения, жившие на территории
области в 6-11вв. Места расселения. Занятие ,жилища и культура. Образ жизни. Буряты,
Эвенки, Тофалары. Территория, занятия, общественный строй. Одежда. Пища. Шаманизм
у бурят.
Пути продвижения русских по территории Приангарья. Первые остроги: Илимский и
Братский.
Илимское воеводство. Е. П.Хабаров, В.Беринг «1 и 2 Камчатские
экспидиции». Иркутский острог. Иркутское воеводство. Герб. Характер отношений с
коренним населением. Христианские церкви и монастыри 17 века в Приангарье.
Значение присоединения к России.
Тема 4. История Земли Иркутской в 18 веке (4 часа).
Рост населения. Характер колонизации. Московский тракт. Земледелие и
скотоводство в Приангарье . Первые шаги промышленности.
Иркутская губерния. Состав населения. Иркутск-губернский город. Развитие торговли,
ремесла. Иркутское купечество в 18 веке.
Навигацкая школа. Градская школа. Первая духовная семинария. Народное ущилище.
Особенности учебных программ. Научное изучение Сибири в 18 веке. Г.Ф.
Миллер,И.Г.Гмелин,П. Паллас, И. Георги на Иркутской земле. А.Н.Радищев в
Приангарье. Г.И.Шелихов и его роль в культурной жизни Иркутска.
Тема 5. Иркутская губерния в 19 веке (6 часов )
Развитие земледелия. Скотоводство. Крестьянство. Сельская община. Добыча соли.
Заводское строительство.
Первые добровольцы. Сбор средств. Иркутское рекрутское ополчение. Сибиряки на
полях сражений в войне 1812 года.
Декабристы в Иркутской губернии. Места их поселения. Занятия декабристов на
поселении. Роль декабристов в культурной жизни Приангарья.
М.М.Сперанский в Иркутске. Территория Восточно –Сибирского генерал –
губернаторства. Генерал-губернатор Восточной- Сибири Н.Н.Муравьев-Амурскийличность, государственный деятель, человек
Влияние аграрной реформы 1861г. на развитие хозяйственной жизни губернии.
Социальные расслоения сельского населения. Особенности скотоводства у бурят.
Развитие земледелия. Традиционные промыслы. Социальное расслоение среди коренного
населения. Взаимоотношения пришлого и коренного населения Приангарья.
Казенные и частные предприятия в Приангарье. Развитие золотопромышленности в

губернии. Первые железные дороги на золотых приисках. Начало развития угольной
промышленности в Приангарье.
Иркутск- пересечение торговых путей. Первые ярмарки. Торговое движение по
Сибирскому тракту и его роль в хозяйственной жизни Приангарья. Развитие внутренней
торговли в губернии.
Начало строительства Сибирской железной дороги на
территории Приангарья .Первый поезд в Иркутске. Скорость движения по железной
дороге в конце века. Переправа через Байкал. Строительство Кругобайкальской железной
дороги. Влияние железной дороги на экономическую жизнь Прибайкалья.
Начало телеграфного сообщения. Почтово- телеграфная связь в губернии, почтовое
ведомство. Начало телефонной связи.
Газета «Иркутские губернские ведомости» и ее сотрудники Н.А.Спешнев,
С.С.Шашков,М.В.Загоскин,О.С.Щукин. Движение «областников»: Г.Н.Потанин, Н.М.
Ядринцев. Общественная деятельность В.И.Вагина . Газета «Восточное обозрение».
Петрашевцы Н.Г.Чернышевский, А.П.Щапов. Ссыльные в губернии. Александровский
централ.
Подпольные организации польских повстанцев в Иркутской губернии. Восстание на
Кругобайкальской дороге. Вклад в культурную жизнь губернии польских повстанцев.
Открытие в губернии учебных заведений для женщин. Развитие сети
профессионального образования для юношей. Духовные учебные заведения. Воскресные
школы. Лучшие учителя. Библиотеки. Восточно-Сибирское отделение Императорского
Русского географического общества: В.А.Обручева,Г.А.Потанин. Кинематограф в
Иркутске. Клуб аэронавтов.
Сибирская проза Н.Полевого. Творчество И. Калашникова, И.Ф.ФедороваОмулевског, В.М.Михеева. Любительский театр в Иркутске. Гоголь, Островский,
Грибоедов на иркутской сцене. Строительство нового театра(1897), его первая труппа, их
репертуар. Музыкальная жизнь города.
Тема 6 . Иркутская губерния в начале 20 века.( 1916г –1900г) (2 часа)
Экономика Иркутской губении в начале 20 века.
Образование иркутской
социалдемократии и революционные выступления в губернии в 1905-1907г. Октябрьская
политическая стачка в губернии. Вооруженная демонстрация в Иркутске. Разгром
революционных выступлений в 1906г. Общественно-политическая обстановка в губернии
после революции: переселение крестьян возрождение экономики, ленский расстрел. Рост
рабочего движения .Итоги забостовки.
Иркутская губерния в 1917.г. Образование Иркутского Совета рабочих
депутатов.Военно-революционный комитет. Вооруженная борьба в Иркутске. Восстание
чехословацкого корпуса. Свертывание Советской власти в губернии. Расправа с
Советами . Начало партизанской борьбы. Правительство Колчака в Иркутске. Военнореволюционный комитет и Иркутский Совет. Победа коммунистов. Итоги гражданской
войны.
Тема 7. Наш край 1921-1941года (4часа).
Восстановление экономики в условиях НЭПА. Создание государственного сектора и
развитие частного предпринимательства в экономике. Положение в деревне. Первые
коммуны. Помощь голодающим Поволжья. Расслоение в деревне.
Создание металлического завода. Развитие Ленских золотых приисков. Первая слюдяная
фабрика. Строительство авиационного завода в Иркутске. Рождение Иркутской области
(26 сентября 1937г.)
Коллективизация .Положение в деревне. Раскулачивание. Миграция сельского населения.
Переселение. Темпы коллективизации. Проблемы колхозной жизни. Колхозы перед
Великой Отечественной войной, их материальная база и результаты хозяйственной

деятельности. Иркутская область –одна из площадок ГУЛАГА. Чистка партийных рядов.
Репрессии против интеллигенции Приангарья. Причины происходящего.
Борьба с неграмотностью. Школьное строительство. Подготовка учителей.
Профессиональное –техническое образование. Открытие Иркутского университета, его
роль в развитии высшего образования в Приангарье в довоенный период. Писатели
Приангарья, их творчество. Первый сибирский съезд писателей. Литературные
периодические издания. Начало радиофикации в Приангарье. Периодическая печать в
Иркутской области. Развитие сети библиотек, изб-читален, красных уголков, Дом
культуры. Театральная жизнь в 20-40г. Н.Н. Охлопков в Иркутске Н.Н.Буторин.
Восточно-Сибирский краевой театр драмы. Музыкальная жизнь. Опера в Иркутске.
Художественная жизнь в Приангарье. Б.И. Лебединский. Восточно-Сибирский филиал
Союза художников. И.Л.Копылов. Иркутская картинная галерея.
Тема 8.Иркутская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
(3часа)
Мобилизация в красную Армию. Добровольцы. Эвакуация промышленности в Иркутскую
область. Работа промышленности для фронта. Сельское хозяйство области-фронту. Роль
женщин и подростков в экономике области.
Сибиряки
в
боях
за
Родину.
Братчане-герои
Советского
СоюзаДубынин,Погодаев,Шаманский. Сибиряки в битве под Москвой,в обороне Севастополя,
под Сталинградом, под Курском, в сражениях за Берлин. Наши земляки в боях с Японией.
Иркутская область и Братский район в годы войны.
Тема 9. Иркутская область в послевоенный период (1946-1960гг.) (3часа ).
Экономика области после войны. Промышленное строительство. Каскад ГЭС на Ангаре.
Ангарский химический комбинат Новые города. История строительства БАМа в
Иркутской области и на территории нашего района. История города Вихоревка. «
Озерлаг» _как это было….
Тема 10. Иркутская область в 1961-1985 гг. (2часа).
Подъем
индустриального
строительства
и
формирование
территориально
-призводственных комплексов(ТПК). Братско-Усть-Илимский ТПК, его роль в экономике
области. Формирование Ангаро –Усольского промышленного узла. Первые шаги
Верхнеленского ТПК. Иркутский промышленный узел. Соооружение БАМа. Новые
города. Противоречия индустриального развития области. Обострение экологической
ситуации.
Укрепление колхозов. Рост совхозного производства. Рост государственного сектора в
сельскохозяйственном производстве. Отставание в развитии сельского хозяйства.
Продовольственная проблема в области. Причины кризисной ситуации в аграрном секторе
страны и в области.
Становление Иркутского научного центра СО АН СССР. Имена иркутских ученых
Развитие сети отраслевых научных учреждений в области, их вклад в экономику.
Вузовская наука: проблемы и противоречия. Международные связи иркутских вузов.
Школьное строительство. Всеобуч. –Образовательно-профессиональная характеристика
населения Иркутской области к середине 80-х: успехи и противоречия.
Культурная жизнь области и ее международные связи. Литературная жизнь в области. В.
Распутин, А.Вампилов, М.Сергеев, А. Шастан, Р. Филиппов. Проблема поколений в среде
писателей ,поэтов, драматургов, художников Идеологический раскол в обществе.
Ожидание перемен.
Тема 11. Переход к рынку.(1час.)
На пути экономических реформ. Либерализация цен, инфляция. Приватизация
собственности. Укрепление негосударственного сектора экономики. Становление
рыночных структур. Развитие фермерства: достижения и проблемы. Спад производства.
Развал промышленной базы области. Социальная напряженность в области. Безработица.

Первые признаки стабилизации экономики Изменение системы государственной власти и
административного управления в области.
Тема 12. Иркутская область и Братский район: взгляд в будущее (3 часа).
Материальные ресурсы Иркутской области и Братского района. Топливно –
энергетическое сырье. Металлы и их руды.
Техническое сырье, драгоценные,
полудрагоценные и поделочные камни.
Химическое сырье. Проблемы экологии.
Население и города. Братск-вчера и сегодня. Наука, образование. (вузы, лицеи, гимназии,
школы углубленным изучением предметов. Моя земля. Почетные жители города
Вихоревка.
Тема 13. Обобщающее повторение. Итоговое занятие. Защита рефератов. (3 часа)

Учебно-тематический план.

№№

Наименование тем курса.

Всего
часов

1

Введение

1 час

2

Древнейший период в истории Земли Иркутской.

2 часа

3

История Земли Иркутской в период средневековья.

2 часа

4

История Земли Иркутской в 18 веке.

4 часа

5

Иркутская губерния в 19 веке.

6
часов

6

Иркутская губерния в начале 20 века (1900-1916гг.)

2часа

7

Наш край 1921-1941гг.

4 часа

8

Иркутская область в годы ВОВ (1941-1945гг.)

3 часа

9

Иркутская область в послевоенный период (1946-1960гг.)

3 часа

10

Иркутская область (1961-1985гг.)

2 часа

11

Переход к рыночным отношениям (1986-2000-ие года.)

1час

12

Взгляд в будущее Иркутской области.

3 часа

13

Обобщающее повторение. Итоговое занятие. Защита рефератов

3час

Итого

36
часов

Пояснительная записка
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин
А.С.)
Программа курса регионального компонента РБУП «История и культура Иркутской
области» рассчитана на 36 часов (0,5 часа в неделю в 10, 11 классах). Программа курса
составлена для учащихся третьей ступени обучения.
Данный
курс
разработан
на
основе:
-Регионального учебного плана для образовательных учреждений Иркутской области,
реализующих программы начального общего, основного общего и среднего
(полного)общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы, утвержденного
Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920мр (Приложение №6)
- Распоряжения Министерства образования Иркутской
области от 13.05.2013года №471- мр «О продлении срока действия регионального
учебного
плана
общеобразовательных
учреждений
Иркутской
области.
Приказ отдела образования администрации МО « Братский район» № 137 от
10.06.2013 года «О формировании учебных планов в 2013-2014 учебном году»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов исторического
образования относится изучение региональной истории, прошлого малой Родины.
Сегодня, когда возрождается интерес к прошлому нашей страны, одной из важных задач
воспитания является формирование гражданских качеств. Необходимо осознать, что
любовь к большой Родине, начинается с интереса и изучения истории своего края, города,
района. Человек не знающий событий, происходящих на земле, где живет человек, где
корни его семьи, не сможет осознать сопричастность каждого из нас к событиям
«большой истории».Не изучив частное, невозможно познать закономерности истории всей
страны. Гражданские чувства начинаются с любви к родному очагу. Они не формируются
призывами с телеэкрана и речами политиков. Они рождаются, когда с детства ребенок
узнает о земле, на которой он живет, чувствует ответственность за наследство,
оставленное ему его предками.
Занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к
Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О
Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает
интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие
велико и на разум наш, и на душу. В этом –то главный смысл слов Пушкина о любви к
отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».
Занятия краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм,
включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» «Каждый
обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам»
(Статья
58,
статья
44,часть3).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы,
формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике,
участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это
одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Особенность данного курса заключается в том, что он через краеведческий подход дает
учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим

прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные
факты. Изучение содержания данного курса является важным фактором социализации
личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и
ценностей,
воспитания
гражданственности
и
патриотизма.
Исторически Иркутская область развивалась как неотъемлемая часть Восточной Сибири.
В этой связи курс «История и культура Иркутской области» учитывает как общее
своеобразие Восточной Сибири, так и конкретные особенности Иркутской области.
Географическое своеобразие Иркутской области обуславливается видами хозяйственной
деятельности, связанными с освоением природных ресурсов Восточной Сибири.
Природные условия определяют своеобразие жизнедеятельности человека, его особое
мировоззрение и быт в условиях резко –континентального климата. Данное своеобразие
должно отражаться в знаниях, умениях, позволяющих человеку адекватно использовать
природные богатства с учетом достижений современной науки, сохранять природный
потенциал
и
обеспечивать
сохранение
здоровья.
Исторически сложилось национальное многообразие региона. Среди народов населяющих
Иркутскую область, доминируют русские, в тоже время достаточно широко представлены
исконно сибирские национальности: буряты, эвенки, тофалары, а также
сформировавшиеся в период освоения Восточной Сибири национальные диаспоры:
татары, евреи, греки, немцы, поляки и др. Иркутск исторически складывался как
религиозный центр православия и мусульманства в Восточной Сибири. Диалог,
толерантность, понимание жителями Иркутской области друг друга обеспечиваются
уровнем представлений жителями Иркутской области о культуре различных народов, их
роли в культурном развитии Иркутской области. В связи с этим курс включает изучение
культурного наследия Восточной Сибири, Иркутской области, города Братска, Братского
района
и
города
Вихоревка
в
частности.
Экономическое своеобразие региона определяется существующим укладом экономики и
стратегией экономического развития. В настоящее время в Иркутской области основные
виды промышленности связаны с горнодобывающей, энергетической, лесной,
металлургической, химической, деревообрабатывающей. Активно начинает развиваться
сектор инновационных наукоемких предприятий. Развивается финансовый и
коммерческий сектор экономики и сфера услуг.
Целью
изучения
данного
курса
является.
Формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления
исторического опыта, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитание
уважения к истории, культуре , традициям своего и других народов, стремления сохранять
и приумножать культурное достояние своей малой родины и страны в целом.
Данная цель курса реализуется посредством решения задач:
1. Овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона,
умениями получать и критически осмысливать социальную информацию;
2.
Развитие навыков исторического познания: сравнительно –сопоставительного
анализа региональных источников, соотнесение и синхронизация однородных событий и
явлений регионального и общероссийского характера, установление взаимосвязей между
ними;
3.
Приобщение учащихся к
этнонациональным ценностям своего народа,
формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения
к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;

4. Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности,
чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историкокультурному наследию.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование активных
и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения
занятий. Это конференции диспуты, семинары, лекции, опережающие задания, задания
проблемного характера, рефераты, доклады, посещение местных музеев, выставочного
зала и архива, встречи с ветеранами, гостями и др
Система отслеживания результатов:
наблюдение,
практические занятия (анализ документов, работа с историческими картами, составление
хронологических
и
сравнительных
таблиц)
тестирование
Формы итоговой аттестации:
Исследовательские работы
Творческие работы
Защита проектов
Результаты самостоятельной работы учащихся: понятийные словари, исследовательские
работы, создание презентаций, проектов.
В результате изучения курса «История и культура Иркутской области» ученик
должен знать, понимать:
Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность региональной и
отечественной истории;
Особенности региона и его роль в отечественном сообществе;
Термины и понятия;
Имена исследователей, декабристов, политических деятелей, купцов- меценатов,
писателей художников;…
Исторические памятники на территории Иркутской области, их авторов;
Особенности современного политического и экономического положения региона, его роль
в жизни страны.
Уметь:
проводить поиск в источниках разного типа;
критически анализировать источники исторической информации; устанавливать причинно –следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопрос ;
владеть основными видами публичных выступлений, презентации результатов
исследовательской деятельности;
анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема,
таблица, текст);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной
жизни
для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
осознания
себя
представителем
исторически
сложившегося
гражданского
этнокультурного сообщества, гражданином своей страны.

Литература.
1.Рабецкая З.И. История Земли Иркутской: учебное пособие для средней школы. Иркутск,
2002г.
2. Рабецкая З.И. Иркутское краеведение. Иркутск ,2004г.
3.Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск ,1999г.
4.Мельхеев М.Н. Географические названия Восточной Сибири. Иркутск, 1969г.
5.Материалы Братского краеведческого музея.
6.Хрестоматия по истории Иркутской области под ред. Глаголевой, Восточно- сибирское
изд-во 1966г.
7.Л.Шинкарев Сибирь откуда она пошла и куда она идет, Иркутск, Восточно- сибирское
книжное издательство, 1974.
8.Шаманов Ю.К. Муханов П.А. литературная деятельность декабриста. Братск, 1998.
9.Романов Н.С летопись Иркутска за 1881-1901гг.-Иркутск, 1994.
10. Сибирь и декабристы. Иркутск Восточно-Сибирское изд-во 1985.
11.Рудых В.М. город Братск.
12. В.Ф. Герасимов Братск-острожный. Братск.
13.В.Ф.Герасимов летопись Братска. Иркутск, 1992.
14.Исторический атлас Иркутская область: учебное издание \ автор-сост.З.И. Рабецкая
Москва 2000.
15. Подскочин, Монахов, Кутько, Жужков, Черемных, Шевгенина Братчане на фронте и в
тылу. Братск -1995.
16.Попов Ю.В. Истоки Братска, Братск, 2008.
17.В. Бояркин. Минеральные ресурсы Иркутской области. Иркутск,2003.
18.В.М. Бояркин, И.В. Бояркин География Иркутской области. (природа, население,
хозяйство, экология). Иркутск, 2011.
Литература для учащихся:
1.История Земли Иркутской: учебное пособие для средней школы \ под
ред.З.И.Рабецкой,М.-2000.
2.Исторический атлас. Иркутская область: учебное издание \автор –сост.З.И. Рабецкая.
М.2000.
3.В.Ф. Герасимов летопись Братска. Иркутск 1992.
4.Подскочин, Монахов, Кутько, Жужков, Черемных, Шевгенина - братчане на фронте и в
тылу. Братск-1995.
5.Рудых В.М. город Братск.
6.В.Ф. Герасимов Братск – острожный. Братск.
7.В.М.Бояркин, И.В. Бояркин География Иркутской области (природа, население,
хозяйство, экология). Иркутск, 2011 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».