Пояснительная записка. Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни освоения каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических, социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. Программа курса составлена с учетом следующего: 1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала. 2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках. 3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи. Цель курса: расширить представления учащихся о реформах и реформаторах Российской империи. Задачи курса: •Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса. .Формировать у учащихся понимание исторического прошлого. • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей. • Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории. При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XYIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства. В процессе изучения данного курса учащимися предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно). Основные умения и навыки: -анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России; -владеть историко-биографической информацией, касающиеся выдающихся людей; -работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме); -владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований; анализировать и сопоставлять факты. Условия для реализации: комплект настенных карт, атласов, иллюстрированный, справочный материал, методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала. Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть: -проблемные задания; -исторические диктанты; -обобщающие вопросы и задания; -тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков. Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме. Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин. Наименование тем курса Введение Реформаторы Киевской Руси Реформаторы Московской Руси. Реформы XYI : избранная рада и Иван Г розный 1.Реформаторская деятельность в XYII веке. 2.Реформы Петра I: истоки и последствия 3.Эпоха просвещенного абсолютизма 4.Екатерина Великая и ее реформаторская деятельность. 5.Павел I 6.Реформы и реформаторы первой половины XIX века 7.Великие реформа Александра II 8.С.Ю.Витте: человек и политик 9.П.А.Столыпин - последний реформатор Российской империи 10. М.С. Горбачев - пути к демократии 11. Итоговое занятие ИТОГО (защита реферата) Содержание программы учебного курса 1. Введение (1 час) - Отношение общества к своему прошлому. - Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. - Многофакторный подход к российской истории. 2. Реформаторы Киевской Руси (2 часа) - Возникновение Древнерусского государства. -Деятельность первых русских князей (и княгини).Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. - Роль князей и веча - Крещение Руси. - Русская Правда Ярославичей. 3. Реформаторы Московской Руси (1час) - Иван Данилович (Калита). - Иван - государь всея Руси образования и единого государства России. - Судебник 1497г. - первый кодекс законов в России. - Начало формирования крепостного права. 4. Реформы 16в. Избранное рода и Иван Грозный (4часа) - Иван Грозный. Детство. Отрочество. Венчание. Установление царской власти. - Складывание идеологии самодержавия. - Реформа избранной рады. - Создания сословно - представительной монархии. - Установление крепостного права. Утверждение патриаршества. 5. Реформаторная деятельность в 17в (3 часа) - Первые Романовы. - Внутренняя политика первых Романовых; экономика, армия, налоги, крестьянский вопрос, юридическое оформление крепостного права. - Законодательство. 6. Реформы Петра 1. Истоки и последствия (4 часа) - Петр 1. Воспитание Петра1,формирование круга его соратников. - Петровские преобразования. - Провозглашение империи. Абсолютизм. - Превращение дворянства в господствующее сохранение крепостничества в условиях модернизации. 7. Эпоха просвещенного абсолютизма (1час) - Просвещенный абсолютизм. 8. Екатерина Великая и ее реформаторская деятельность (1час) - Путь Екатерины 2 к престолу. - Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. - Жалованная грамота дворянству и городам. - Превращение России в мировую державу. 9. Павел 1 (1 час) -Личность Павла, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. - Указы о престолонаследии и о трехдневной барщине. 10. Реформы и реформаторы первой половины 19в (3 часа) - Александр 1. Его взгляды «Молодые друзья» - Негласный комитет. - Попытки укрепления абсолютизма в первой половине 19в. - Реформы системы государственного управления проекты М.М. Сперанского и И.М. Карамзина «Свод законов Российской империи» - Реформа Киселева и Конкрина 11. Великие реформы Александра 2 (5 часов) -Александр 2 «Освободитель». - Реформы I860- 1870х гг. - Изменение в социальной структуре общества. - Создание местного самоуправления. Земская и городская реформа, судебная, военная. - Значение реформы 60-70гг. - Российский путь модернизации. - Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Юристы А.Ф. Конни, Ф.Н. Плевако. 12. С. Ю. Витте: человек и политик. - С.Ю. Витте и его реформы. - Министр финансов при Николае 2 один из организаторов строительства транссибирской железной дороги, сторонник разрушения общины. 13. П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи (2часа) - П. А. Столыпин - председатель Совета министров. - Борьба с революцией - карательными мерами и серьезными реформами. - «Порядок и реформы». 14. Горбачев - на пути к демократии (2часа) - Новый и последний этап в истории СССР - Перестройка. - Отсутствие целостной проработанной концепции реформ. - Новое политическое мышление. - Осторожное реформирование экономики политической системы. Литература. 1. Аверх,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г. 2. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г. 3. Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г. 4. Исаев,И.Н..История 5. Павленко государства и права России, М., 1994г. Н.И. Петр первый и его время.М., 1989г. б.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г. 7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г. 8. Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. - 1997. 9. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги//М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10. 10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопрсы истории. - 1998. -№ 8. 11. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. ГоряйновРостов н/Д: Феникс, 1996. 12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. -М.: Владос, 1996. 13. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.