Авторская адаптационная педагогическая разработка «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи». Программа факультативного курса

Пояснительная записка.

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его
жизнедеятельности. В прошлом - корни освоения каждой новой исторической эпохи,
следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих
практических, социально-политических и иных задач.
Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое
сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение
человека к окружающим его общественным условиям.
Программа курса составлена с учетом следующего:
1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много
фактического материала.
2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей
периода империи.
Цель курса: расширить представления учащихся о реформах и реформаторах
Российской империи.
Задачи курса:
•Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
.Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
• Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс
нравственной оценки деяний, поступков людей.
• Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности
известных людей данного периода.
В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать
учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории,
уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое
проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов,
происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на
проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение
любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося
интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и
замыслам. На материале XYIII - начала XX вв. школьники могут углубить
представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о
драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимися предоставляется возможность
расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное
влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников
критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку

зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать
свои чувства словами (устно и письменно).
Основные умения и навыки:
-анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных
аспектов истории России;
-владеть историко-биографической информацией, касающиеся выдающихся
людей;
-работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование,
составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной
проблеме);
-владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском,
отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением
результатов самостоятельных микроисследований;
анализировать и сопоставлять факты.
  Условия для реализации: комплект настенных карт, атласов, иллюстрированный,
справочный материал, методическая литература, портреты для создания яркого и
полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного
материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с
последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары,
практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся
необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки
учащихся могут быть:
-проблемные задания;
-исторические диктанты;
-обобщающие вопросы и задания;
-тесты.
  Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса
учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно
рефераты или сообщения по конкретной теме.
Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный
модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и
предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Наименование тем курса
Введение
Реформаторы Киевской Руси
Реформаторы Московской Руси.
Реформы XYI : избранная рада и Иван Г розный
1.Реформаторская деятельность в XYII веке.
2.Реформы Петра I: истоки и последствия
3.Эпоха просвещенного абсолютизма
4.Екатерина Великая и ее реформаторская деятельность.
5.Павел I
6.Реформы и реформаторы первой половины XIX века
7.Великие реформа Александра II
8.С.Ю.Витте: человек и политик
9.П.А.Столыпин - последний реформатор Российской империи
10. М.С. Горбачев - пути к демократии
11. Итоговое занятие
ИТОГО (защита реферата)

Содержание программы учебного курса
1. Введение (1 час)
- Отношение общества к своему прошлому.
- Прошлое - обязательный элемент исторического сознания.
- Многофакторный подход к российской истории.

2. Реформаторы Киевской Руси (2 часа)
- Возникновение Древнерусского государства.
-Деятельность первых русских князей (и княгини).Олега, Игоря, Ольги,
Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.
- Роль князей и веча
- Крещение Руси.
- Русская Правда Ярославичей.

3. Реформаторы Московской Руси (1час)
- Иван Данилович (Калита).
- Иван - государь всея Руси образования и единого государства России.
- Судебник 1497г. - первый кодекс законов в России.
- Начало формирования крепостного права.

4. Реформы 16в. Избранное рода и Иван Грозный (4часа)

- Иван Грозный. Детство. Отрочество. Венчание. Установление царской
власти.
- Складывание идеологии самодержавия.

- Реформа избранной рады.
- Создания сословно - представительной монархии.
- Установление крепостного права. Утверждение патриаршества.

5. Реформаторная деятельность в 17в (3 часа)
- Первые Романовы.
- Внутренняя политика первых Романовых; экономика, армия, налоги,
крестьянский вопрос, юридическое оформление крепостного
права.
- Законодательство.

6. Реформы Петра 1. Истоки и последствия (4 часа)
- Петр 1. Воспитание Петра1,формирование круга его соратников.
- Петровские преобразования.
- Провозглашение империи. Абсолютизм.
- Превращение дворянства в господствующее
сохранение крепостничества в условиях
модернизации.

7. Эпоха просвещенного абсолютизма (1час)
- Просвещенный абсолютизм.
8. Екатерина Великая и ее реформаторская деятельность (1час)
- Путь Екатерины 2 к престолу.
- Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику.

- Жалованная грамота дворянству и городам.
- Превращение России в мировую державу.

9. Павел 1 (1 час)
-Личность Павла, его взгляды, стремление к наведению порядка в
государстве.
- Указы о престолонаследии и о трехдневной барщине.

10. Реформы и реформаторы первой половины 19в (3 часа)
- Александр 1. Его взгляды «Молодые друзья»
- Негласный комитет.
- Попытки укрепления абсолютизма в первой половине 19в.
- Реформы системы государственного управления проекты М.М.
Сперанского и И.М. Карамзина «Свод законов Российской
империи»
- Реформа Киселева и Конкрина

11. Великие реформы Александра 2 (5 часов)
-Александр 2 «Освободитель».
- Реформы I860- 1870х гг.
- Изменение в социальной структуре общества.

- Создание местного самоуправления. Земская и городская реформа,
судебная, военная.
- Значение реформы 60-70гг.

- Российский путь модернизации.
- Начало формирования в России основ правового государства
и гражданского общества. Юристы А.Ф. Конни, Ф.Н. Плевако.

12. С. Ю. Витте: человек и политик.
- С.Ю. Витте и его реформы.
- Министр финансов при Николае 2 один из организаторов
строительства транссибирской железной дороги, сторонник разрушения общины.

13. П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи (2часа)
- П. А. Столыпин - председатель Совета министров.
- Борьба с революцией - карательными мерами и серьезными
реформами.
- «Порядок и реформы».

14. Горбачев - на пути к демократии (2часа)
- Новый и последний этап в истории СССР - Перестройка.
- Отсутствие целостной проработанной концепции реформ.
- Новое политическое мышление.
- Осторожное реформирование экономики политической системы.

Литература.
1. Аверх,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.
2. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.
3. Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.
4. Исаев,И.Н..История
5. Павленко

государства и права России, М., 1994г.

Н.И. Петр первый и его время.М.,

1989г. б.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х
частях. М., 2002г.
7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.
8. Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад
завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое
время. - 1997.
9. Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа:
предпосылки, задачи и итоги//М. Румянцев/ вопросы
экономики. -1990. - № 10.
10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш.
Ганелин/ Вопрсы истории. - 1998. -№ 8.
11. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. ГоряйновРостов н/Д: Феникс, 1996.
12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф.
Киселева. -М.: Владос, 1996.
13. Ключевский,
В.О. Исторические портреты /
В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».