Рабочая программа по географии 10-12 класс

1

География
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного
целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования
политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном
функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственнокультурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география
мира»:
•
сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
•
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
•
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
•
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся,
воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного
отношения к окружающей среде;
•
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
•
добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать
процессы и явления современного мира;
•
использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные
географические методы, знания и умения.
Содержание курса географии 10-12 классов обеспечивает выполнение поставленных задач.
В программе представлен перечень практических работ и экскурсий и иных форм работы,
которые нацеливают учащихся на активное, деятельностное изучение программного материала.
Общая характеристика курса географии
Программа и содержание курса географии 10-12 классов разработаны в полном соответствии со
стандартом среднего общего образования базового уровня.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части
«География» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития
гражданина России. Данный курс посвящен изучению географии современного мира с упором на
выявление места и роли в нем России.
География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел
выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным
введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной
работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном
мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают
теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран.
Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.
2

В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа
географической смежности.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные
проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в
соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме
«Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном
блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким
образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в
современных условиях.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип
доступности, принцип системности, принцип научности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и
развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире,
открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации,
гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована
не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической
прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного
отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности
проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от
готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной
деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д.
Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо
помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое
внимание следует уделить организации работы с учебником. Знания и практические умения,
приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах
будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
Планируемые результаты освоения курса географии
В процессе обучения географии в 10-12 классах предусмотрено достижение учащимися
следующих личностных результатов:
1) Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению
Отечеству, его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
3

2) Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) Формирование целостного
мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
в поликультурном мире;
4) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
7) Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
8) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
9) Формирование осознанного подхода к
выбору будущей профессии и
возможностям реализации собственных жизненных планов; отношения к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
10) Формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих
качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне,
предусматривает:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
II. Содержание программы.
10-12 класс 68 ч.
Введение (1час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения
географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения
географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты,
моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления
пространственно-координированных географических данных.

Часть1. Общая характеристика мира (34 часа)
Тема 1: Современная политическая карта мира. (5 часов)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения.
Политическая география.

5

Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей
среды. (6часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер
проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения
окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути
сохранения качества окружающей среды.
Тема3:География населения мира. (7часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и
миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая,
религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации
различных стран и регионов мира.
Практические работы № 1
«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».

Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (5 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы
размещения производительных сил.
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика,
горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая.
География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира;
определяющие их факторы.
Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание
свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и
структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы № 2
«Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих
банковские и другие виды международных услуг».

Часть II. Региональная характеристика мира. (27 час)
6

Тема 6: Зарубежная Европа. (6 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной
Европы. Великобритания, Италия,
Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа № 1
«Составление комплексной географической характеристики стран зарубежной Европы (по выбору
учащихся)».
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (9 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский
Союз.
Тема 8: Африка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы
Северной и Тропической Африки.
Тема 9: Северная Америка. (5 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Тема 10: Латинская Америка. (3 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Тема 11. География России (3 часа)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. ПРП
страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место России в
мировом хозяйстве.
Тема 12: Глобальные проблемы человечества. (4 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема.
Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и
сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса.
Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Практическая работа: Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

7

Календарно-тематическое планирование по географии.

10 класс.
№
урока

Наименование темы

Количество
часов

Дата
План

1.

Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта
мира (6 ч)
Введение

2.

Многообразие стран современного мира

1

3.

Влияние международных отношений на
политическую карту мира
Государственный строй стран мира
Политическая география и геополитика.
П.Р. № 1 «Описание политико-географического
положения страны»
Контроль знаний по теме «Современная
политическая карта мира»
Тема 2. Природа и человек в современном мире (5
ч)
Взаимодействие общества и природы

1

1

10.

Мировые природные ресурсы. П.Р. № 2 «Определение и оценка ресурсообеспеченности
минеральными ресурсами стран мира»
Мировые природные ресурсы. П.Р. № 3 ≪Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ
и представление ее в графической и
картографической форме≫
Загрязнение и охрана окружающей среды

11.

Географическое ресурсоведение и геоэкология

1

4.
5.

6.

7.
8.

9.

34

1

1
1

1

1

1

1

Тема 3. География населения мира (7 ч)
12.
13.

Численность и воспроизводство населения
Состав населения мира (половой, возрастной)
8

1
1

Факт

14.
15.

Этнический и религиозный состав населения
Размещение и миграции населения

1
1

16.
17.

Городское и сельское население
Обобщающее повторение по теме ≪География
населения мира≫. П.Р. № 4 ≪Характеристика
населения одной из стран мира по плану≫
Контроль знаний по теме «География населения
мира»

1
1

18.

1

Тема 4. Научно-техническая революция
и мировое хозяйство (7 ч)
19.

Научно-техническая революция

1

20.

Мировое хозяйство

1

21.
22.

Отраслевая структура мирового хозяйства
Территориальная структура мирового хозяйства

1
1

23.

Факторы размещения производительных сил
в эпоху НТР
Обобщающее повторение по теме ≪Научнотехническая революция и мировое хозяйство≫
Контроль знаний по теме «Научно-техническая
революция и мировое хозяйство»

1

24.
25.

1
1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства
(8 ч)
26.
27.
28.

29.
30.
31.

32.
33.

География промышленности. Топливноэнергетическая промышленность мира
Горнодобывающая и металлургическая
промышленность мира
Машиностроение мира. П.Р. № 5 ≪Определение
стран-лидеров в различных отраслях
машиностроения≫
Химическая, лесная и легкая промышленность
мира
География сельского хозяйства и рыболовства

1

География транспорта. П.Р. № 6 ≪Определение
и характеристика мировой транспортной
структуры≫
Всемирные экономические отношения

1

Обобщающее повторение по теме ≪География
отраслей мирового хозяйства≫

1

9

1
1

1
1

1

34.

Контроль знаний по теме: География отраслей
мирового хозяйства

1

11 Класс
II. Региональная характеристика мира (17 ч)
Тема 6. Зарубежная Европа (8 ч)
35.
36

Общая характеристика зарубежной Европы
Население стран зарубежной Европы

1
1

37.
38.

Хозяйство стран зарубежной Европы
Непроизводственная сфера стран зарубежной
Европы
Географический рисунок расселения и хозяйства.
Регионы зарубежной Европы
Федеративная Республика Германия

1
1

Сравнение двух стран зарубежной Европы.
П.Р. № 7 ≪Сравнительная характеристика двух
стран зарубежной Европы≫
Обобщающее повторение по теме ≪Зарубежная
Европа≫
Тема 7. Зарубежная Азия. (9 ч)

1

43.

Общая характеристика зарубежной Азии.
П.Р. № 8 «Классификация стран зарубежной
Азии»

1

44.

Население стран зарубежной Азии

1

45.

Хозяйство стран зарубежной Азии: пять центров
экономической мощи
Китай
Хозяйство Китая. П.Р. № 9 «Сравнение экономики
двух зон Китая: Западной и Восточной»
Япония
Хозяйство Японии. П.Р. № 10 «Составление
картосхемы международных экономических
связей Японии»
Индия
Обобщающее повторение по теме «Китай, Индия,
Япония»

1

39.
40.
41.

42.

46.
47.
48.
49.

50.
51.

1
1

1

1
1
1
1

1
1

12 Класс
Тема 8: Австралия (2 ч)
52.

Австралия. П.Р. № 11 «Составление картосхемы
10

1

53

международных экономических связей Австралии»
Контроль знаний по теме «Австралия»

1

Тема 9. Африка (2 ч)
54

Общая характеристика Африки. П.Р. № 12 ≪Составление прогноза экономического развития
стран Африки≫

1

55.

Регионы Северной и Тропической Африки. ЮАР

1

Тема 10. Северная Америка (5 ч)
56.

Северная Америка. США. Общая характеристика:
ЭГП и население США

1

57.

Природные ресурсы и хозяйство США

1

58.

Макрорегионы США. П.Р. № 13 «Сравнение
двух макрорегионов США»
Канада. П.Р. № 14 «Составление программы
освоения территории Канады»
Обобщающее повторение по теме «Северная
Америка»
Тема 11. Латинская Америка (2 ч)

1

61

Общая характеристика Латинской Америки

1

62

Страны Латинской Америки. Бразилия.
П.Р. № 15 «Сравнительная характеристика двух
стран Латинской Америки»
Тема 12. Россия в современном мире (3 ч)

1

63

Место России в мировой политике, в природно-ресурсном и людском потенциале.
П.Р. № 16 «Анализ и объяснение особенностей
современного геополитического и
геоэкономического положения России, тенденций
их
возможного развития»
Место России в мировом хозяйстве. П.Р. № 17
«Определение роли России в производстве
важнейших видов мировой промышленной
продукции»
Место России в мире по качеству жизни. Стратегия
развития России до 2020 г.
III. Глобальные проблемы человечества (3 ч)

1

59.
60

64

65

Тема 13. Глобальные проблемы человечества (2 ч)
11

1
1

1

1

66

Глобальные проблемы человечества

1

67

Стратегия устойчивого развития

1

68

Итоговый контроль знаний за курс 10-12 класса

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3953) 49-81-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».